Interested Article - Иоанн Телльский

Иоанн Телльский , также Иоанн бар Курсус (ок. 483 — 6 февраля 538) — сирийский миафизитский , нехалкидонитский богослов, один из основоположников Сирийской яковитской церкви . Автор нескольких сохранившихся богословских произведений на сирийском языке . Из его сочинений сохранились Regula ad Diaconos , Questiones et Responses , Canones ad Presbyteros и Canones Monachorum , содержащие наставления рукоположенному им духовенству.

Сведения о жизни Иоанна сохранились в биографиях его младших современников и учеников Иоанна Эфесского и Илии (написана после 542 года ). Согласно Илии, Иоанн родился в Каллинике . Получив хорошее образование, свободно владел сирийским и греческим языками . В возрасте приблизительно 25 лет присоединился к монастырю Мар Заккаи в родном городе, предположительно идентифицируемого с раскопанным в 1990 году монастырём в Телль Биа . В 519 Иоанн был рукоположен в епископы Теллы (современный Вираншехир ). Два года спустя он отказался подписать Libellus Hormisdae и был низложен . Следующие несколько лет Иоанн провёл в изгнании в монастырях Сирии, посещая также Персию . В 529—530 годах, развивая экклезиологические идеи Севира Антиохийского , активно участвовал в создании альтернативной монофизитской церковной иерархии . По свидетельству биографов, Иоанн рукоположил 170 000 священников и диаконов . Масштаб деятельности сирийских епископов привлёк внимание императора Юстиниана I , и в 532/533 году несколько из них были вызваны в Константинополь . По-видимому, Иоанн был главой нехалкидонитской делегации. Требование императора прекратить рукоположения была отвергнута сирийцами, и к 536 году Юстиниан отказался от попыток договориться с монофизитами. Во второй половине 530-х годов Иоанн скрывался в Персии , став неофициальным главой нехалкидонитов Востока. В начале февраля 537 года был задержан и передан византийцам. Скончался в Антиохии 6 февраля 538 года .

Как сообщает Илия, Иоанн был плодовитым автором богословских произведений, шесть из которых сохранились. Известно о существовании переписки Иоанна с лахмидским царём Аль-Мунзиром III , в которой епископ предупреждал об опасности ереси Юлиана Галикарнасского . Из сочинений Иоанна в сирийской традиции наибольшее распространение получили посвящённые дисциплинарным и литургическим вопросам Questiones et Responses и Canones ad Presbyteros .

Иоанн почитается как святой Сирийской яковитской церкви, день памяти 6 февраля .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #136175430 // (нем.) — 2012—2016.
  2. , p. 260.
  3. , p. 201.
  4. , p. 47.
  5. , p. 8.
  6. .
  7. Д. В. Зайцев. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIII : « Иннокентий — ». — С. 676—677. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-042-4 .
  8. , p. 48.
  9. , p. 49.

Литература

  • Давыденков О. Возникновение параллельной монофизитской иерархии // Богословский сборник. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. — 2003. — Вып. IX. — С. 34—38.
  • Andrade N. J. The Syriac Life of John of Tella and the Frontier Politeia // Hugoye: Journal of Syriac Studies. — 2009. — Vol. 12, no. 2. — P. 199—234.
  • . The Rise of the Monophysite Movement. — Cambridge University Press , 1972. — 405 p. — ISBN 0 521 08130 0 .
  • Menze V. The Regula ad Diaconos: John of Tella, his Eucharistic Ecclesiology and the Establishment of an Ecclesiastical Hierarchy in Exile // Oriens Christianus. — 2006. — Bd. 90. — P. 44—90.
  • Menze V., Akalin K. ohn of Tella’s "Profession of Faith". The Legacy of a Sixth-Century Syrian Orthodox Bishop. — Berkeley: , 2009. — 129 p. — ISBN 9781463216436 .
Источник —

Same as Иоанн Телльский