Interested Article - Долгое прощание (фильм, 1973)
- 2020-05-08
- 2
«Долгое прощание» ( англ. The Long Goodbye ) — американский кинофильм, постнуар , Роберта Олтмена , снятый в 1973 году по мотивам Рэймонда Чандлера (1953).
Одноимённую джазовую мелодию, которая на протяжении фильма то и дело всплывает в различных аранжировках, написали Джон Уильямс и Джонни Мерсер .
Сюжет
Частный детектив из Лос-Анджелеса , Филипп Марлоу , проснувшись среди ночи в своей холостяцкой квартире под крышей многоквартирного дома, отправляется в магазин за кошачьим кормом. По дороге он сталкивается со старым приятелем, Терри Ленноксом, который за хорошее вознаграждение просит подвезти его до мексиканской границы . Вернувшись из поездки к себе домой утром, Марлоу оказывается под арестом по обвинению в причастности к убийству жены Леннокса. Через три дня его выпускают на свободу: Леннокс покончил с собой в Мексике и дело об убийстве его жены было закрыто. Хорошо зная Терри, детектив отказывается поверить в самоубийство друга.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Эллиотт Гулд | Филип Марлоу |
Эйлин Уэйд | |
Стерлинг Хэйден | Роджер Уэйд |
Марк Райделл | Марти Огастин |
Генри Гибсон | доктор Верринджер |
Гарри | |
Терри Леннокс | |
Кен Сэнсом | охранник в колонии (впервые на киноэкране) |
Дэвид Кэррадайн | Сократ (в титрах не указан) |
В качестве одного из подручных Огастина в кадре появляется Арнольд Шварценеггер , в титрах он не указан.
Работа над фильмом
Изначально при создании фильма продюсеры взяли за образец классическую экранизацию чандлеровского романа « Глубокий сон » c Хамфри Богартом в главной роли, поставленную в 1946 году Говардом Хоуксом по сценарию Ли Брэкетт . Именно ей был заказан сценарий «Долгого прощания» с условием, что действие будет перенесено в современную Америку. В кресле режиссёра продюсеры видели Хоукса, а в главной роли — ветеранов Ли Марвина или Роберта Митчема .
Когда Хоукс отказался выступить в качестве режиссёра, продюсеры отослали сценарий модному в то время Питеру Богдановичу , который передал его Роберту Олтмену. Тот согласился взяться за постановку при условии, что Марлоу сыграет Эллиотт Гулд, с которым они вместе работали над культовой комедией « Военно-полевой госпиталь » (1971). Однако этот актёр после нервного срыва и развода с Барброй Стрейзанд уже два года как нигде не снимался. Он был утверждён на главную роль только после прохождения обследования у психиатра .
На роль Терри Леннокса был взят известный бейсболист Джим Боутон. В роли Эйлин выступила датская певица из дуэта .
Стерлинг Хейден, известный главными ролями в классических нуарах « Асфальтовые джунгли » и « Убийство », должен был сыграть писателя Роджера Уэйда; из-за пристрастия к алкоголю и наркотической зависимости Стерлинг не мог выучить свою роль. На съёмочной площадке он много импровизировал, озвучка была наложена позднее в студии. В конечном счёте Олтмен остался актёрской работой Хейдена вполне доволен.
Сценарий
При написании сценария Ли Брэкетт решила переработать те места в романе, которые ей показались трафаретными. Результат весьма далёк от литературного первоисточника, а действие перенесено из сороковых годов в семидесятые. Вместо фигуры тестя Леннокса в фильме появилась сюжетная линия, связанная с эксцентричным гангстером Огастином. Финал с убийством, решённый Олтменом как оммаж « Третьему человеку » , в книге вовсе отсутствует . Самоубийство писателя и инцидент с бутылкой « Кока-колы » (отсылающий к аналогичной сцене в « Сильной жаре » Фрица Ланга) были придуманы самим режиссёром .
Олтмен хотел показать Марлоу как неудачника, который воплощает ценности ушедшей эпохи. Он называл главного героя « Рип ван Марлоу »: словно бы герой фильмов сороковых очнулся от затяжного сна в современной Калифорнии, где никто давно не носит галстуков и костюмов « богартовского » покроя , никто не ходит весь день с сигаретой во рту, никто не разъезжает на винтажных кабриолетах, где все озабочены фитнесом и здоровым образом жизни . В этом смысле он напоминает привратника, который проводит весь день, изображая знаменитостей сороковых годов , хотя, кроме Марлоу, мало кто понимает, кого именно.
Анализ
«Долгое прощание» принадлежит к обойме натуралистических фильмов Олтмена начала 1970-х, в которых он пересматривает основы классических голливудских жанров. В данном случае объектом критического внимания режиссёра стал фильм-нуар . Мифическая фигура непобедимого частного детектива Марлоу, когда-то внушавшего американцам уверенность в неизбежной победе закона над преступностью, в депрессивных условиях 1970-х ( война во Вьетнаме , политические скандалы ) сдулась до уровня обескураженного рудимента канувшей в прошлое эпохи :
Этот частный детектив настолько частный, что он, кажется, всё время разговаривает сам с собой, непрестанно комментируя свои действия, как бы стараясь убедить себя в собственном существовании — несмотря на почти полное безразличие окружающего мира ко всему, что он говорит и делает.
Создатели фильма подчёркивают зыбкость всего того, что ещё недавно казалось неколебимым, включая дружбу и брак . Марлоу сохраняет присущее ему в книгах благородство, но оно оказывается не востребованным в современных условиях . Сочная, красочная «картинка», созданная оператором Жигмондом, сознательно контрастирует и полемизирует с мрачной кинематографией классических нуаров. Как и в других ранних фильмах Олтмена, камера не раз подолгу застывает на зеркальных поверхностях. Сцена объяснения писателя с женой дана через отражение в стекле, где также видно передвижение Марлоу по пляжу. Это придаёт изображаемому эффект зыбкой неопределённости .
Прокат и отзывы
Будучи выпущен в ограниченный прокат в Лос-Анджелесе и ряде других крупных городов США, фильм «Долгое прощание» был враждебно встречен прессой . Журнал TIME писал, что это пощёчина всем любителям Филиппа Марлоу и «чёрного» жанра: «любопытно наблюдать, как Олтмен стебется над тем уровнем мастерства, до которого ему еще расти и расти» . Робин Вуд нашёл у Олтмена больше сходства с фильмами Антониони , чем Хоукса . Премьера фильма в Нью-Йорке была в последний момент отменена. После пересмотра рекламной стратегии фильм вернулся в кинотеатры и был принят более позитивно. Винсент Кэнби в The New York Times отметил оригинальность замысла и высокий уровень операторского мастерства . Итоги кассовых сборов, впрочем, оказались более чем скромными.
Роджер Эберт впоследствии включил «Долгое прощание» в свой список великих фильмов XX века , а киносправочник Time Out отнёс его к числу лучших фильмов 1970-х . Из отзывов, собранных на сайте Rotten Tomatoes , 94% положительные . По мнению Дэйва Кера , этот изобретательный, полный юмора фильм, ставящий под сомнение героизм детектива Марлоу, крепко сколочен, и эта сценарная архитектоника выгодно отличает его от других работ Олтмена .
В 2021 году картина была признана национальным достоянием США, попав в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса .
См. также
- « Китайский квартал »
- « Ночные ходы »
Примечания
- (англ.) . The Independent (21 июля 2012). Дата обращения: 30 ноября 2020. 12 июня 2018 года.
- ↑ Robin Wood . Hollywood from Vietnam to Reagan / Columbia University Press , 1986. Pages 35-37.
- Из телевизионных версий фильма убийство Леннокса было вырезано.
- McGilligan, Patrick. Robert Altman: Jumping off the Cliff / New York: St. Martin’s Press, 1989. Page 364.
- от 21 июня 2012 на Wayback Machine // Коммерсантъ
- . Altman on Altman . London: Faber and Faber. 2005. Page 76.
- William Luhr. Film Noir . John Wiley & Sons, 2012. Pages 156-7.
- ↑ // The New York Times
- ↑ . Дата обращения: 9 марта 2012. 3 марта 2012 года.
- Gene D. Phillips. Creatures of Darkness: Raymond Chandler, Detective Fiction, and Film Noir . University Press of Kentucky, 2003. 2nd ed. P. 158.
- . Дата обращения: 9 марта 2012. Архивировано из 14 марта 2012 года.
- // NYTimes.com
- от 30 марта 2013 на Wayback Machine // rogerebert.com :: Reviews
- от 15 апреля 2012 на Wayback Machine — Rotten Tomatoes
- от 5 марта 2016 на Wayback Machine | Chicago Reader
- . Library of Congress, Washington, D.C. 20540 USA . Дата обращения: 15 декабря 2021. 31 октября 2016 года.
- 2020-05-08
- 2