Interested Article - Литофоны
- 2020-04-15
- 1
Литофо́ны (от др.-греч. λίθος — 'камень' и φωνή — 'звук') — ударные музыкальные инструменты из камня. Относятся к так называемым идиофонам .
По своему происхождению литофоны могут быть как искусственными, так и естественными (камни, валуны, сталактиты , сталагмиты и т. п.) . В пещерах встречаются каменные складки, издающие звуки разной высоты и разного тембра, если по ним чем-либо ударить — по всей видимости, это их свойство было известно древнему человеку . Так, в азербайджанском горном заповеднике Гобустан охраняются два гавалдаша — древнейшие ударные музыкальные инструменты-литофоны естественного происхождения .
Звук при игре на литофонах извлекается путём удара (колотушкой, другим камнем и т. п.); его высота может быть как фиксированной, так и нефиксированной .
Собственно литофоны как целенаправленно изготовленные инструменты появляются в эпоху неолита . Так, в 1949 году в Южном Вьетнаме были обнаружены одиннадцать каменных прямоугольных плит длиной от 65 до 100 см, датируемые IV—III тысячелетием до н. э. В зависимости от своего размера они издают звуки разной высоты; интенсивность звучания, возможно, регулировалась резонатором в виде вырытой ямы . В настоящее время этот литофон является частью собрания парижского Музея человека .
Помимо Вьетнама, где вплоть до настоящего времени существуют ансамбли литофонов (называющихся ), каменные инструменты распространены в Корее, Японии, Индии, Камбодже, Океании, Латинской Америке . Кроме того, литофоны известны у берберов , тувинцев , нанайцев и других народов .
Особо важную роль литофоны играют в культуре Китая . В 1978 году были найдены наиболее древние из известных китайских литофонов, принадлежащие династии Ся (ок. 2070—1600 до н. э.) . Для изготовления каменных инструментов использовались как символически значимые яшма и нефрит , так и обладающие хорошей звукопроводимостью жадеит , мрамор , гранит , известняк и пр. Чаще всего китайские литофоны представляли собой два ряда каменных пластин, подвешенных к деревянной раме, число которых могло варьироваться от 1 до 32 . Инструменты из одного камня носили название тэцин , из нескольких — бяньцин . Наибольшее распространение получили бяньцин с 16 камнями .
В разных странах и культурах встречаются разнообразные разновидности литофонов: каменные била, горизонтально или вертикально подвешенные наборы плиток или брусков, определённым образом расположенные каменные диски, так называемые «поющие колонны» и т. п . В Европе в XIX—XX веках создавались экспериментальные литофоны . К примеру, набор каменных пластинок, производящих хроматический звукоряд , использовал в своих композициях Карл Орф .
Примечания
- ↑ / Есипова М. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ James Blades. (англ.) . Grove Music Online . Дата обращения: 21 апреля 2021. 21 апреля 2021 года.
- ↑ , с. 36.
- . — Изд-во Книга, 1991. — 554 с. 19 июля 2020 года.
- Аббасгулу Наджафзаде. : [ 27 октября 2021 ] // İRS - Наследие. — 2008. — № 6(36). — С. 46—53.
- , с. 151—152.
- ↑ (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 21 марта 2021.
- , с. 110.
- , с. 111.
- , с. 117.
- ↑ , с. 118.
- , с. 119.
- , p. 50.
Литература
- Алпатова А. С. . — М. : Юрайт, 2019. — 247 с.
- Гнездилова И.Н. Культурология: история культуры. — Вектор Бук, 2005. — ISBN 5-88131-409-3 .
- Аблова А. Семиотика камня: К проблеме исследования китайских литофонов // . — СПб. : Российский институт истории искусств, 2011. — С. 110—123.
- // Encyclopedia of Percussion / John H. Beck. — Routledge, 2013. — P. 50.
- 2020-04-15
- 1