Собор Рождества Христова (Рига)
- 1 year ago
- 0
- 0
До́мский собо́р ( нем. Dom zu Riga , латыш. Rīgas Doms ) — кафедральный собор Риги , его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом Прибалтики . Название собора происходит от латинских выражений Domus Dei («дом Бога») и D.О.М . (сокращение от Deo Optimo Maximo — «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время — главное церковное здание латвийской евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦЛ) . Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом Старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади ). С 1991 года — в ведении ЕЛЦЛ .
Собор был основан 25 июля 1211 года в День Святого Якоба епископом Риги Альбертом Буксгевденом . За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого «переходного стиля» — от романского к северной готике .
В 1524 году в период Реформации оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году он был разобран. Вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко . Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства — в стиле барокко.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви (бывший главный вход). Кроме готики и барокко в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стилях ренессанса и романском . Для снижения ущерба от наводнений Даугавы улицы Риги на протяжении столетий подсыпались гравием, и в результате сегодня уровень пола в храме находится значительно ниже уровня улицы. В середине XX века с части Домской площади, вдоль северной стены и восточной алтарной части собора, был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Достопримечательности собора также включают в себя мемориальный камень небольших гильдий (XIX век), барочную резьбу (около 1641 года) и могилу первого епископа Ливонии Майнхарда фон Зегеберга .
Начиная с 1980-х годов собор находится в режиме реставрации. Полномасштабные работы по реставрации Домского собора и прилегающего к нему монастыря, финансируемые европейским фондом регионального развития и латвийской евангелическо-лютеранской церковью, начались в 2011 году (руководитель проекта реставрации — Роланд Лусис) . Реконструкция должна продлиться 10 лет, изначально в неё планировалось вложить 38 млн латов . В первые 2 года было запланировано восстановить крышу собора, его башню, фасады, витражи, а также часть внутренних помещений .
В ансамбле рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии — Музей истории Риги и мореходства . Он был основан в 1773 году на базе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля . Собрание музея насчитывает около 500 000 экспонатов, связанных с историей, культурой и бытом Риги, а также ценная коллекция по истории латвийского мореходства.
Главной достопримечательностью Домского собора является его орга́н , установленный в 1883—1884 годах. Произведения для органа Домского собора писали, в числе прочих, и такие известные композиторы , как Ференц Лист и Макс Регер .
Дошедший до наших дней инструмент был изготовлен фирмой E. F. Walcker & Co из города Людвигсбург . Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса, поэтому в декоративной резьбе присутствуют детали стилей маньеризм , барокко и рококо .
Впечатляющий орган высотой в 25 метров включает в себя 6 768 труб (по другим сведениям — 6 718), металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет 4 клавиатуры для рук и 1 — для ног (педаль). На большом пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подаётся при помощи шести мехов . Самый большой из них имеет размеры 2,5 × 6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире. Огромную художественную ценность представляет проспект — фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599—1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризма или раннего барокко. Трубы проспекта сохранились от прежнего инструмента и давно не звучат. Новый инструмент Валькера был возведён за старинным корпусом и не соприкасается с ним. Большой орган Домского собора считается [ кем? ] одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим габаритам, хотя и не по числу труб, он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и бывшего СССР .
В 1981—1984 годах голландская фирма выполнила реставрацию органа .
Одним из главных символов Риги, наряду с органом Домского собора, является золотой петушок — флюгер , установленный на шпиле храма. В 2015 году петушок сняли, отреставрировали и заново покрыли позолотой в 24 карата.
Изначально флюгер был водружён на шпиль башни Домского собора в 1595 году. Долгое время петушок оставался 2-цветным, один бок у него был позолоченным, другой — чёрным. Если он поворачивался к Даугаве золотым боком, это означало, что суда могут войти в Ригу и торговать, а если чёрным, стало быть, погода не благоприятствует и нужно подождать, пока ветер не переменится. Первый петушок простоял на башне собора около 400 лет, и только в 1985 году его заменили новым, изготовленным кузнецами Виктором Слабковским и Петром Королём. Спустя 30 лет, в 2015 году, Пётр Король отреставрировал своё творение.
В шаре под ногами петушка по традиции находится капсула времени с посланием будущим поколениям.
Домский собор — один из символов Риги, и его изображение присутствует на большом количестве сувенирной продукции — открыток, картин.