История Северного Кавказа
- 1 year ago
- 0
- 0
Симсим, Самим или Симсир — историческая область, либо государственное образование на территории Чечни . Упоминается в двух источниках — хронике Низам ад-Дин Шами (« Зафар-наме », нач. XV века) и хронике Шараф ад-Дин Йазди (« Зафар-наме », сер. XV века). Упоминание связано с походом Тамерлана на Золотую Орду в конце XIV века. Ряд современных чеченских исследователей считает Симсим (Симсир) раннефеодальным общечеченским государством , и проводит аналогию названия государства (княжества) с населённым пунктом в Чечне с аналогичным названием — Симсир .
В конце XIV века войска Тамерлана совершили последний поход на золотоордынского хана Тохтамыша . Помимо многих земель и народов, в этом походе среднеазиатский полководец отправился и на территории Северного Кавказа . Согласно «Зафар-наме», после очередной победы в этом регионе, Тамерлан (в оригинале Сахибкиран ) «несколько дней стоял в Бештаге , предаваясь удовольствиям» . После этого он ускоренным маршем направился к Симсиму . Среди правителей Симсима называются Гаюр-хан ( Гайур-хан ) и его сын Муххамад . Последний, во время нашествия Тамерлана, «подчинился и со своими людьми пришёл служить, проявил рабскую покорность». Однако, часть, не пожелавших покориться завоевателю горцев, отступили и обосновались в труднодоступных горах. Автор «Зафар-наме» сообщает, что высота местных гор «уму непостижима», но Тамерлан преследовал отступивших, попутно уничтожая крепости и замки.
После захвата равниной части Симсима, далеко не все захотели уподобиться Муххамаду и вели партизанскую войну .
Эта война приняла широкий размах, о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что придворные историки Тимура не посчитали нужным описать судьбу владетеля Гаюрхана, а сосредоточили все свое внимание на действиях Тимура в горах. О силе сопротивления горных чеченцев [ уточнить ] говорит и тот факт, что историографы нашли нужным подчеркнуть, что «Тимур лично отправился против них…».
Действия войск Тимура в горах. Войско Тимура отдельными отрядами рассредоточилось по ущельям и передвигалось по горам с запада на восток, захватывая и разрушая по пути крепости и замки, расположенные в основном в горной части современных Шатойского , Шаройского , Итумкалинского районов Чечни . Затем, после боевых действий в Аргунском ущелье, они повернули на северо-восток, углубились в лесную зону нынешних Веденского и Ножай-Юртовского районов, вплоть до Андийского хребта . Об озлобленности завоевателя в ответ на сопротивление горцев говорит следующий факт: «Жителей тамошних, по приказанию Тимура, связав, сбросили с горы».
Среди чеченцев сохранились предания о предводителях тех битв — это Кало из Шатоя , Ирдиг из Зумсоя и др., также множество топонимов связанных с Тамерланом: «Ставка хромого» у горы Сюйр-Корт , «Хромой Тимур, где остановился» у Аргунского ущелья .
После этого завоеватель отправился к горе Авахар , «расстроил тамошний улус, взял много имущества» . Далее маршрут войск Тамерлана не установлен, в тексте хроники: «оттуда [с горы Авахар ] возвратился и пошёл на Бешкент ».
Комментируя свой перевод «Зафар-наме» д.и.н. А. Ахмедов называет Симсим просто как «местность на Кавказе» . Также следует понимать, что географические названия относящиеся к Кавказу в литературных произведениях средневековья часто означали не географический объект, а некое неустойчивое политическое образование, названное по имени правившего там в данный момент лица .
Согласно гипотезе некоторых современных исследователей- кавказоведов , к концу XV века, после нашествия татаро-монголов, население Чечни образовало государство Симсим . Центр государства, как правило, связывают с областью Ичкерия, находящейся в восточной части Чечни, откуда велось правление над обширной территорией царства .
В. Шнирельман выступает с критикой данной гипотезы. Историк отмечает, что согласно независимому анализу Симсим охватывал равнину Восточной Чечни и примыкающий к ней Кумыкскую равнину , и управлялось, на самом деле, мусульманским тюркоязычным правителем. Шнирельман выступает против утверждений якобы Симсим являлось «царством» .
Из сообщений историографов Тимура, известно о его вторжении в область Симсим, которую обычно отождествляют с восточной частью горной Чечни – Ичкерией. « Симсим локализовать очень трудно. Под этим названием могут скрываться и внутренние горные районы Ингушетии, и горные районы Чечни. При локализации этой области следует иметь в виду, что во время завоевания часть ее населения исповедовала ислам, а часть – христианство. Ни то, ни другое не было распространено в горной Восточной Чечне ранее XVI – XVII вв». Христианство исповедовали высокогорные общества чеченцев, жившие как в северной, так и в южных сторонах Большого Кавказа .