Interested Article - Мухаммад Кудутлинский
- 2021-10-23
- 1
Мухаммад ибн Муса ал-Кудуки , известный также как Мусалав из Кудутли ( 30 августа 1652 , Кудутль , ныне Гергебильский район Дагестана — 19 августа 1717 , Алеппо , совр. Сирия ) — дагестанский исламский учёный-энциклопедист, имам, шейх, автор сочинений по фикху и богословию , арабской грамматике, логике, философии, математике, хронологии, древним языкам и другим наукам. Активный участник исламского возрождения в Дагестане, оказал влияние на восстановление исламского образования в Татарстане.
Биография
Родился 30 августа 1652 года в аварском селе Кудутль. Получил первое образование в медресе своего отца, после чего учился у крупнейших дагестанских учёных-современников, среди которых были Мухаммад ибн Али ал-Камили , Али Риза ас-Сугури и Шабан аль-Ободи .
Для продолжения учёбы отправился в Аравию, он учился в Египте , Хиджазе и Йемене . Там он стал учеником и последователем салафитского учёного и муджтахида Салиха аль-Йамани , у которого он пробыл 7 лет . Так же как и Салих, аль-Кудуки придерживался мнения о дозволенности и необходимости иджтихада в современности . Придерживался шафиитского мазхаба, но в некоторых моментах следовал иджтихаду аль-Йамани. В вопросе акиды сочетал в себе как ашаритские , так и салафитские взгляды на разные вопросы . Не стал объявлять себя муджтахидом, но фактически им являлся, так как широко выражал своё мнение в отрыве от мазхабов . Ясин Расулов называет ал-Кудуки «одним из cторонников и основоположников салафизма в Дагестане » .
Вернувшись в Дагестан после смерти Салиха, открыл медресе Кудутле, туда же он перевёз собранную библиотеку. Его медресе стало крупным исламским центром, где переписывали книги, оно стало популярным не только на Кавказе, но и в Поволжье. Среди учеников медресе были как жители Дагестана, так остальной части Кавказа, и даже с Поволжья. В нём учились такие учёные как Дамадан ал-Мухи , Дауд ал-Усиши , , Тайиб ал-Харахи и другие . Известный татарский богослов и просветитель Ризаитдин Фахретдин считал, что « после падения Казанского ханства занимавшиеся сельским хозяйством наши предки вначале получили упорядоченное образование от улемов Дагестана… » . Он отмечал роль дагестанских учёных в передаче знаний в таких науках, как фикх, хадисоведение, риторика, лексикология и арабская морфология. Дагестанцы и их татарские ученики восстановили исламскую системуобразования в Татарстане, чему способствовал аль-Кудуки. Назир-ад-Дургели , отмечая достижения дагестанских учёных-учеников аль-Кудуки, которые обучали татар, приезжавших в Дагестан совершенствовать религиозные знания, писал: « По этой причине слава ал-Кудуки разнеслась по казанской стране » . По словам Фахретдина, дагестанцы заложили основы «религиозного братства и национального уважения » . Ал-Кудуки занимался переписыванием работ своего учителя аль-Йамани, он отдавал эти книги в дар в качестве вакфа .
Мухаммад участвовал общественно-политической жизни Дагестана, выступал за исламизацию права и быта, критиковал адатных судей и аксакалов, называя их «братьями идолопоклонников» . В начале 1717 года, в знак протеста против пренебрежения шариатом его земляками, покинул Дагестан с двумя сыновьями, и отправился в хадж , поселился в Сирии , где стал преподавать арабский язык . Скончался в городе Алеппо от холеры 19 августа 1717 года . После смерти оставил вакфом местной мечети триста собственных рукописей .
Старший сын Дибир ал-Кудуки был исламским богословом, умер в Мекке. Средний сын Мухаммада Абубакр тоже был известным учёным, умер 1717 году в родном селе его матери Ругуджа .
Творчество
С именем аль-Кудуки связан расцвет дагестанской арабоязычной литературы . Сохранились следующие его арабоязычные сочинения :
- «И’раб аль-Унмузадж» учебник арабской грамматики
- «Исам аля-ль-Джами» — комментарий на Исаму-д-дина аль-Исфараини
- «Таркиб миат амиль», в переводе — «Сто управляющих [частиц]», книга по морфологии.
- «Истиара аля-д-Дибадж» — трактат «О метафорах по ад-Дибаджу».
- «Шарх асма Аллах аль-хусна» — «Толкование прекрасных имён Божьих»).
- «Хисаб аль-Кудуки» — «Летосчисление Кудутлинского», лунный календарь.
- «Аль-Хашия ала-ль-Чарпарди» — толкование комментаря Ахмада аль-Чарпарди на сочинение «Аш-Шафия» арабского ученого Ибн аль-Хаджиба по морфологии арабского языка. В рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранятся 12 списков этого сочинения. Древнейший из этих списков относится к 1709 году, самый новый — к 1750 году .
Сохранилось множество писем и ответов ал-Кудуки на вопросы по фикху. В первой половине XVIII века вся Авария училась по трудам ал-Кудуки, которые переводились на многие другие языки . Оставил след также и в физике, и в прикладной астрономии .
Оценки
- Первый имам Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад в своём трактате « Доказательство о вероотступничестве правителей Дагестана, судящих по адатам » часто ссылается на аль-Кудуки, почти полностью копируя его риторику . Фетвы ал-Кудуки стали вдохновением, на основе которого три имама Дагестана и Чечни определили свою концепцию исламского правления .
- Гасан-эфенди Алкадари в своем историческом труде «Асари Дагестан» называет Мухаммада Кудутлинского «корифеем эпохи» дагестанских энциклопедистов . Академик Игнатий Крачковский считал его « светочем дагестанской науки » .
- Али Каяев описал ал-Кудуки как « первого среди дагестанских улемов, который пробудился от сна таклида » .
Память
В ноябре 2005 года в ИИАЭ ДНЦ РАН состоялась научная конференция, посвящённая жизни и творчеству Мухаммада Кудутлинского. В ней приняли участие учёные ИЯЛИ ДНЦ РАН , Центра востоковедения, преподаватели ДГУ и ДГМА .
Примечания
Комментарии
- умер в 1676 году
- умер в 1667 году
- умер в 1416 году
- умер в 1248 году
Источники
- ↑ , с. 45.
- ↑ .
- , с. 44.
- ↑ , с. 147.
- ↑ .
- , с. 56.
- , с. 27.
- ↑ Rebecca Gould. (англ.) // Comparative Studies in Society and History. — 2015-01. — Vol. 57 , iss. 1 . — P. 35–66 . — ISSN . — doi : .
- , с. 46.
- ↑ Северный Кавказ в составе Российской империи / отв. ред. В. О. Бобровников, И. Л. Бабич. — М. : Новое литературное обозрение , 2007. — С. 333. — 460 с. — (Окраины Российской империи). — ISBN 5-86793-529-0 .
- , с. 66.
- , с. 13—15.
- Магомедов, А. Дагестан и дагестанцы в мире: историко-политологический очерк. Махачкала, Изд-во «Юпитер», 1994. с 312.
- ↑ . РАН (8 ноября 2005). Дата обращения: 31 января 2017. 3 августа 2021 года.
- , с. 27.
- Крачковский И. Ю. Дагестан и Йемен (1938) // Избранные сочинения. — М.,–Л., 1960. — Т. VI.
Литература
- Алкадари Г. А. / пер. и прим. Али Гас. Гасанова (Алкадари). — Мх. , 1929. — 184 с.
- Бобровников В. О., Шехмагомедов М. Г., Шихалиев Ш. Ш. . — Санкт-Петербург: Президентская библиотека, 2017. — 319 с. — ISBN 978-5-9909732-8-2 .
- Гамзатов Г. Г., Саидов М. -С., Шихсаидов А. Р. Арабо-мусульманская литературная традиция в Дагестане. — Махачкала, 1990. — С. 234—239.. — (Дагестан: историко-литературный процесс).
- Заид Абдулагатов. // ИД Медина : сайт.
- / Шихсаидов, А. Р. // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 251. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
- Назир ад-Дургели . Услада умов в биографиях дагестанских учёных / Шихсаидов А. Р . — М. : Марджани, 2012.
- Расулов М. М. . — Кавказ-центр . — 78 с.
- 2021-10-23
- 1