Interested Article - Магомед Ярагский

Мухаммад-эфенди ибн Исмаил ал-Йараги ал-Курали ( лезг. Ярагъ Мугьаммад ; 1771, Юхары-Яраг , Дагестан — 1838, Согратль , Дагестан) — лезгинский алим , один из основателей мюридизма на северном Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни . Муршид накшбандийского тариката .

Биография

Дом в котором жил Мухаммад Ярагский в с. Балахани
Мавзолей Мухаммада ал-Ярагъи на кладбище селения Согратль.

Мухаммад ал-Йараги родился в 1771 году в ныне покинутом лезгинском селе Юхары-Яраг ( лезг. Вини-Яраг ) Сулейман-Стальского района Дагестана .

Происхождение

Мухаммад Яраги происходил из лезгин села . Мать Шейха была родом из Ахтов . По другой не обоснованной версии прадед Мухаммада по отцовской линии Нюзюр (Нузур) переселился в Яраг с высокогорного агульского аула Квардал . Агульской версии придерживались ученый арабист Магомед-Галиб Садыки [ источник не указан 773 дня ] , доктора исторических наук, агульцы Хидир Рамазанов и Ахмед Рамазанов. Они ссылаются на устное сообщение М-Г.М.Садыки, где он передал, что прадед Мухаммада Ярагского Нюзюр ал-Яраги ал-Курали, (т.е. из селения Яраг Кюринского округа), со своей семьей несколько лет жил в агулском селении Квардал, и в своем труде Рамазановы пишут, что у шейха родным языком был лезгинский . .

Шейх происходил из ярагинского тухума который называли Фекияр (лезг. Фекьияр), что в переводе с лезгинского означает «священнослужители» . Согласно второй, шейх Мухаммад происходил из квардальского тухума Башунаяр [ неавторитетный источник ] . Известный потомок Шейха, Хасан Алкадари в своем труде «Асари Дагестан» пишет, что отцом Шейха был лезгин по имени Исмаил .

Обе версии остро обсуждаются как в научной среде, так и среди патриотов обоих народов [ неавторитетный источник ] .

Богословская деятельность

Первоначальное исламское образование он получил в медресе родного села. Обучался у известных алимов в селениях Согратль и Араканы . Его учителями были такие известные дагестанские богословы как Саид Хачмазкий, Саид Шиназский, Хасан Кудалинский и Магарам-эфенди Ахтынский (Мухаммада-Эфенди) . После окончания обучения преподавал в родном селе грамматику арабского языка , теологию , логику и риторику .

Его учениками были Джамалутдин из Кази-Кумуха, будущие имамы Дагестана и Чечни Гази-Магомед и Шамиль , Хас-Магомед из Бухары и другие. Один из бывших учеников Ярагского, ширванец Хас-Магомед-эфенди, позже вернулся в Ширван и был посвящён в накшбандийский тарикат кюрдамирским мюршидом Хаджи-Исмаилом, а затем вернулся в Яраг, где проповедовал тарикат, обучив ему в том числе своего бывшего учителя Магомеда Ярагского и дав ему инвеституру на наставничество .

В начале 20-х годов ХIХ века в Южный Дагестан через лезгинского муллу Мухаммада Ярагского был занесен тарикат накшбандийа-халидийа. Впервые он выступил в 1823 году в Яраге с проповедью, в которой объяснял народу сущность и назначение мусульманской религии и ее законов. Основные положения учения муллы Ярагского заключались в следующем:

«1. Мусульмане не могут быть под властью неверных. Мусульманин не может быть ни чьим рабом или подданным и никому не должен платить подати, даже мусульманину.

2. Кто мусульманин, тот должен быть свободным человеком и между всеми мусульманами должно быть равенство.

3. Кто считает себя мусульманином, для того первое дело - газават (война против неверных) и потом исполнение шариата. Для мусульманина исполнение шариата без газавата не есть спасение. Кто исполняет шариат, тот должен вооружиться во чтобы то ни стало, бросить семейство, дом, землю и не щадить самой жизни. Кто последует моему совету, того Бог в будущей жизни с излишком вознаградит».

Речь Мухаммада Ярагского была произнесена в тот период, когда Ермолов начал карательные экспедиции против горцев, наносящих не только материальный урон, связанный с разрушениями, гибелью людей, но и ограничением свободы торговли и вероисповедания горцев. Посвящение в тарикат накшбандийа-халидийа мулла Ярагский получил от Исмаила, жителя селения Курдамир Ширванского уезда, последователя накшбандийского шайха Халида аль-Багдади, курда по происхождению. В силу усилившейся колониальной политики царизма, он склонялся к необходимости оказания организованного сопротивления. В проповедях муллы Ярагского утверждалось, что мусульманин не должен быть ни чьим рабом, он должен быть свободным человеком. Под влиянием его проповедей мусульмане Дагестана объединялись для противодействия царским войскам. В этой ситуации ислам выступал в качестве цементирующего фактора политической деятельности разрозненных племен кавказских горцев. Гази-Мухаммад и Шамиль посетили Мухаммада Ярагского в селении Яраг с целью изучения тариката. Вернувшись в Гимры, они, по утверждению Гасан-Эфенди Алкадари, «стали преподавателями с одной стороны шариата, а с другой - тариката, число их студентов и мюридов постепенно увеличилось, и они начали, давая наставления всем своим слоям населения, склонять их на сторону шариатского судопроизводства». Газимухаммад и Шамиль получают право проповедовать тарикат накшбандийа от Мухаммада Ярагского. Это и есть второй этап распространения учения накшбандийа в Дагестане. Его особенности в том, что тарикат связывается с шариатом, то есть от мистико-аскетического он в практической деятельности Газимухаммада и Шамиля приобретает политический характер.

В 1822 году Ярагский посетил кюрдамирского мюршида Хаджи-Исмаила .

Ярагский был женат на дочери Магарама-эфенди Ахтынского по имени Айшат. У них было 3 детей: Хаджи-Исмаил, Исхак и Хафисат. Дочь Хафисат впоследствии стала женой имама Гази-Мухаммеда .

Ярагский и его последователи призывали к объединению народов Кавказа в борьбе с Российской Империей . Его программа имела широкий резонанс в Кавказском регионе и за его пределами .

Шейх Мухаммад Ярагский, высший представитель мусульманского духовенства Южного Дагестана, придерживающегося традиционного ислама, после разорительных походов русских войск на дагестанские земли решительно призывает мусульман бороться за свою честь, достоинство, свободу и независимость. Проповеди шейха накшбандийа воспринимались такими известными в Дагестане муллами, как Джамал-Эддин, Юсуп-Хаджи, Гази-Мухаммад, Шамиль, Ташу-Хаджи и др. Среди посещавших проповеди Ярагского был также и вождь чеченских крестьян, знаменитый наездник Бейбулат Таймиев. Призывы шейха Ярагского к свободе, независимости, газавату оказались созвучными настроениям горцев и получают широкий резонанс среди части лезгин, аварцев, чеченцев, поднявшихся на борьбу под знаменем газавата. Испытывающие колониальное угнетение и унижение жители Южного Дагестана, в том числе его односельчане, первыми стали призывать к газавату. В 1825-26 годах вспыхивает вооруженное восстание чеченцев. Его фактическим организатором был Бейбулат Таймиев. На съезде чеченского народа, состоявшемся 29 мая 1825 года в ауле Майртуп, шейх Ярагский, прибывший в Чечню по приглашению Бейбулата, выступает с зажигательной речью, повторяет идеи о газавате, высказанные им в Дагестане.

Когда в 1825 году Мухаммада-Эфенди арестовали и посадили в Курахскую крепость , его должны были доставить усиленной охраной в Тифлис к Ермолову , но он был освобождён соратниками .

В 1830 году н.э. он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию имамом был избран Газимухаммад. Он выдал дочь замуж за Газимухаммада. В 1242 году по Хиджре, в третий день месяца Джумад-уль-Ахир, в борьбе с неверными мученической смертью погиб имам Газимухаммад.

Скончался в 1838 году в селе Согратль (ныне Гунибский район ).

Труды

Мухаммад-эфенди ал-Йараги является автором книги «Асар» изданной в 1910 году на арабском языке в типографии М. Мавраева. В книге приводится описание жизненного пути автора и воспроизведение его взглядов. В книге также содержатся поэмы, «большая» и «малая» касиды , рифмующиеся на «Т», отрывки из писем в стихах, переписка о его встречах с другими шейхами и мелкие записки .

Описание мечети

Дагестан. Мечеть в Яраге

Русский художник Григорий Гагарин , будучи очевидцем, так описывает мечеть в Яраге:

«В селении Яраг среди прочих незначительных лачужек стоит бедное двухэтажное здание. Узенькая лесенка снаружи ведет на деревянный балкон второго этажа, который навесом предохраняется от дождя и палящих лучей солнца.

Это бедная деревенская мечеть, обличающая назначение свое висящим над нею полулунием. Внутри все просто, голо, бедно. Вообще мечети устроены очень незатейливо, однако часто встречаются в них прекрасные портики, красивые водохранительные сосуды для омовения рук и прочее. Но здесь ничего такого нет.

Это продолговатый четырехугольник в 30 шагов длины и 18 ширины, едва освещенный тремя круглыми окнами вроде амбразур; стены серо-коричневого цвета, пол покрыт старым войлочным ковром. Посередине стоит что-то вроде кафедры из орехового дерева довольно грубой выделки, на стенах видны полустертые изречения из Корана.

Эта маленькая мечеть, помещающая в себя не более 200 человек, сделалась колыбелью восстания, которое воспламенило Дагестан и вскоре распространилось по всему Кавказу. Здесь с восточным красноречием проповедовал мулла Магомед — отец и основатель мюридизма».

Примечания

  1. . Дата обращения: 29 мая 2015. 1 июля 2015 года.
  2. В. Х Акаев. / Российская академия наук, Ин-т этнологии и антропологии. — М. , 1999. — С. 4. — 26 с.
  3. Х. И Ибрагимов. . — М. : Наука, 2006. — С. 158. — 574 с.
  4. . www.proza.ru. Дата обращения: 15 октября 2019. 15 октября 2019 года.
  5. . alkadar.ru . Дата обращения: 5 декабря 2021. 24 июня 2021 года.
  6. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. — Юпитер, 1998. — С. 65.
  7. Дата обращения: 12 июля 2022. 5 марта 2016 года.
  8. . Дата обращения: 17 июня 2016. 28 марта 2016 года.
  9. Х. Х. Рамазанов, А. Х. Рамазанов. от 5 марта 2016 на Wayback Machine . — Дагестанский государственный университет . — : Юпитер, 1998. — С. 4.
  10. . Дата обращения: 28 октября 2018. 28 октября 2018 года.
  11. . Дата обращения: 2 сентября 2021. 26 июля 2021 года.
  12. . Дата обращения: 8 декабря 2021. 8 декабря 2021 года.
  13. . dagzhizn.ru . Дата обращения: 5 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  14. Али Албанви. (3 октября 2019). Дата обращения: 11 апреля 2020. 11 апреля 2020 года.
  15. .
  16. Г. Алкадари . Асари-Дагестан.

    Один ученый-ширванец по имени Хас-Магомед-эфенди, выучившись наукам сначала у него, вернулся к себе, отправился в Ширване в селение под названием Кюрдамир к шейху Исмаил-эфенди, бывшему муршидом тариката накшбенди, выучился у него тарикату и был посвящен, а потом вторично прибыл в то селение (в Юхари-Яраг), но на этот раз он стал там муршидом тариката и стал ему обучать народ. Даже бывшего своего учителя явных наук, упомянутого Магомед-эфенди он обучил тарикату и дал ему инвеституру на наставничество

  17. .

Ссылки

  • . Проза.ру (2011). Дата обращения: 21 марта 2014.
  • Х. Рамазанов. Магомед Ярагский - одержавший победу в битве за умы и сердца людей // Дагестанская правда. — 1996. — 31 октября.
Источник —

Same as Магомед Ярагский