Ревю
- 1 year ago
- 0
- 0
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Ревю́ (от фр. Revue — обозрение) — одна из разновидностей музыкального театра или тип многоактовых зрелищных театральных представлений, в которых сочетаются музыка , танцы и скетчи .
Ревю зародилось в XIX веке , получив развитие из популярных увеселительных и мелодраматических представлений. Окончательно жанровые особенности сформировались в период расцвета ревю в 1916 — 1932 гг.
Подобно оперетте и мюзиклу , ревю соединяет музыку , танец и обмен репликами между актёрами в цельное сценическое представление, но отличается от этих жанров отсутствием единой сюжетной линии в постановке. Чаще всего ревю посвящено определённой теме: текущему событию, модному литературному произведению, публичному лицу, рассматриваемому в сатирическом ключе. Содержание ревю представляет собой сменяющие друг друга номера сольных исполнителей и танцевальных ансамблей , иллюстрирующих заданную тему. Жанр ревю близок к варьете , к американскому водевилю и кабаре . Музыке в ревю не отводится ведущая роль, хотя и были отдельно взятые номера — популярные эстрадные песни и танцы, которые впоследствии начинали «жить» самостоятельно.
Высокая цена билетов, а также вульгарность рекламных кампаний и эксплуатация сексапильных мотивов в шоу сформировали постоянную публику ревю из более обеспеченной и менее сдерживаемой моральными устоями части общества, чем их современники, ставшие аудиторией водевилей . Как и для многих развлекательных жанров эпохи, для ревю было характерно затрагивание злободневных для общества вопросов, при этом внешней формой для преподнесения даже глубокого содержания служили грубость и откровенная демонстрация женского тела.
Ревю как театральное искусство развилось в конце XIX века в Париже из представлений кабаре (« Чёрный кот », « Фоли-Бержер », « Мулен-Руж ») и достигло своей вершины в 1920-х годах.
Первыми примитивными ревю можно считать ярмарочные предновогодние представления в Париже 1850-х годов, на которых актрисы, переодетые в комическую военную форму, пародировали нравы, царившие во французской армии. Парижская оперетта впитала эти народные элементы (как это видно из « Die Großherzogin von Gerolstein (1867) » Жака Оффенбаха ). Первым состоявшимся ревю считается проведённая в 1886 году в Фоли-Бержер инсценировка «Площадь молодёжи» («Place aux Jeunes») . Начиная с 1889 года, ревю становится постоянной частью программы в Мулен-Руж . С наступлением XX века этот жанр распространяется по всей Европе .
В США ревю было впервые поставлено в 1907 году (« Безумства Зигфелда »). Вскоре после этого оно стало самым популярным развлекательным шоу в Бродвейских театрах . В Германии известнейшим ревю-театром был берлинский Большой театр (ныне Фридрихштадтпаласт ). Кроме участвующих певцов, актёров, комиков, акробатов и танцоров значительную роль в успехе представления играли художественное и техническое оснащение сцены, костюмы, маски и т. п. В 1920-е годы появляется политическое ревю — « Красная суматоха» (« Revue Roter Rummel») Эрвина Пискатора , нашедшее многочисленных поклонников.
В 1930-х годах интерес публики к ревю как к жанру снижается. К этому времени появляются фильмы-ревю, в связи с чем желающие могут посмотреть эти представления не только в театре, но и в кино . С появлением телевидения начинается транслирование ревю. В настоящее время ревю можно увидеть, например, в Европе на таких традиционных варьете-сценах, как « », « Фоли-Бержер », « Мулен Руж », « Фридрихштадтпаласт » и т. д., в Америке в шоу-театрах Лас-Вегаса . Во время позднейшей фазы развития этого жанра в Венской оперетте было поставлено Венское ревю на льду .
Ревю наиболее правильно понимать как искусство , объединяющее несколько театральных традиций в корпусе одного развлечения . Функция смешанного искусства менестрелей обеспечила структурную схему популярных разнообразных представлений, в то время как литературные пародии указывали на жажду сатиры в зрительской аудитории. Театральные феерии (в частности, движущиеся панорамы) демонстрировали множество эффектных зрелищ. Бурлеск , гибрид различных театральных форм, перешёл в классическое ревю и открыл интерес к женской сексуальности и мужскому взгляду.
Данный жанр возник в конце XVIII века во Франции . Особую популярность ревю приобрело в эпоху Луи Филиппа (1830—1848 годы). Первое представление — пьеса «Ревю для театра» («Revuedes Théâtres»). Она была поставлена в Париже в 1728 году. В конце XIX века жанр превратился в постановочные ревю — пышные и бессодержательные развлекательные представления, насыщенные зрелищными эффектами (granderevue a spectacle). В конце XIX — начале XX века ревю уже было распространено в Бельгии , Нидерландах , Великобритании , Германии . В Англии на продвижении серии ревю специализировался , распространяя их на европейском континенте и в Южной Африке .
В США возникла национальная разновидность жанра, получившая название «Шоу» (show musical — музыкальное обозрение). Специфическая особенность — введение ритмичных движений и танцев группы девушек. Популярными композиторами такой разновидности были Р. Фримль , И. Берлин и . «Мимолётное шоу» (1894) обычно считается первым успешным американским ревю. Английская версия использовалось до 1907 года, пока Флоренц Зигфельд не популяризировал французский вариант. К другим популярным фирменным ревю относятся « Скандалы Джорджа Уайта » и «Тщеславие» . Из многих популярных продюсеров ревю Флоренц Зигфельд сыграл большую роль в развитии классического ревю через его восхваления нового театрального «типа американской девушки». Флоренц Зигфельд , , Джордж Уайт и братья Шуберт стали ведущими фигурами «золотого века» американского ревю.
Также ревю повлияло на западноевропейскую и американскую оперетту : возник синтез двух жанров, включавший типичные для ревю элементы — ревю-оперетта. После Второй мировой войны 1939—1945-х годов в западноевропейских странах и США в виде ревю создавались кинофильмы и телевизионные постановки.
В истории музыкального искусства США принято выделять расцвет жанра в 1910—1920-е годы как «золотой век» ревю.
«Ревю» пользовалось большим успехом на Бродвее в Нью-Йорке со времени начала Первой мировой войны , в 1914 году, и до Великой депрессии в 1929 году, когда крах фондового рынка заставил многие ревю из больших бродвейских домов перебраться в менее известные места. Шоу продолжали изредка появляться в больших театрах США и в 1950-х годах. Высокие цены на билеты на многие представления этого жанра обеспечивали ограничение аудитории от публики других популярных развлечений в период времени с конца 1910-х и до окончания 1940-х годов. В 1914 году Follies продавали билет на премьерное представление за $5 ($106,22 в ценах 2008 года), в то время как многие кинотеатры брали от 10 до 25 центов за киносеанс, а недорогие места в водевиле стоили 15 центов.
Артисты ревю получали необоснованно высокие еженедельные зарплаты, имея постоянное место работы, в отличие от гастрольной практики артистов других жанров в индустрии развлечений. Исполнители, такие как Эдди Кантор , Анна Хелд , У. К. Филдс , Берт Уильямс, братья Маркс и приобрели большой успех на сцене, выступая в ревю. Одним из ранних выступлений Коула Портера было ревю Hitchy-Koo 1919. Композиторы или лирики, такие как Ричард Роджерс , Лоренц Харт , Ирвинг Берлин и Джордж М. Кохан также пользовались огромным успехом со стороны зрителей. Иногда появление в ревю обеспечивало ключевой поворот в карьере. Во многом из-за его централизации в Нью-Йорке и вызывающей рекламы ревю внедрило новые таланты в американский театр. Роджерс и Харт — одна из лучших команд композиторов-лириков американского музыкального театра. Комедиантка Фанни Брайс , после короткого периода в «Бурлеске» и любительском варьете , вышла на сцену в ревю в Ziegfeld’s Follies в 1910 году. Авторами и композиторами ревю были , Ноэль Коуард , , Джордж Гершвин , и британский дуэт Фландерс и Суонн .
В театральной жизни России начала XX века ревю занимало скромное положение среди более популярных жанров — варьете и кабаре . После Октябрьской революции 1917 года , в связи с поисками наиболее действенных форм пропаганды идеи строительства социализма , активизировалась работа ряда театров, в частности и в жанре ревю. Постановки на политические и социально-бытовые темы в 1920—1930-е годы шли на сцене многих театров сатиры . Можно выделить два вида сложившихся форм: ревю-феерия и камерное ревю. В первом случае определяющим является зрелищность, стремление к масштабности, использование технических возможностей сцены, особенная световая партитура . Важнейшая роль отводится музыке: Московский мюзик-холл «Как 14-я дивизия в рай шла», «Под куполом цирка», новый Московский мюзик-холл «Москва — Венера, далее — везде», новый Ленинградский мюзик-холл «Миллион новобрачных». В камерных ревю преобладают разговорные жанры: конферанс , сценки, интермедии , скетчи .
Сложилась специфическая форма жанра « пролетарского » агитационного театра. « Синяя блуза » — существовавший вплоть до начала 30-х годов своеобразный жанр эстрадных театральных представлений , с которым связаны имена ряда талантливых писателей, поэтов, композиторов. В числе композиторов, писавших музыку для постановок «Синей блузы» были М. И. Блантер , С. А. Кац , , Д. Я. Покрасс .
С появлением звукового кино в 1927 году киностудии сразу же начали снимать небольшие эпизоды в жанре «ревю». Такие короткие фильмы постепенно заменили живые выступления, которые часто сопровождали кино-выставки. К 1928 году студии начали планировать показ полноформатных версий популярных мюзиклов и ревю. Фильмы-мюзиклы или фильмы-ревю 1930-х годов с колоссальными бюджетами, не превзойдёнными в Голливуде до эпохи 1950-х годов, пользовались исключительной популярностью. Через кинематограф мюзикл и ревю стали доступны широкой аудитории, которая не имела возможности ранее увидеть этот жанр на сцене. Успех киноверсий ревю у публики придал стимул индустрии кино. Киностудии продолжили выпуск фильмов жанра, которые в то время полностью или частично были сняты в цвете. Наиболее примечательными примерами являются The Show of Shows ( Warner Brothers , 1929), The Hollywood Revue of 1929 ( Metro-Goldwyn-Mayer , 1929), Fox Movietone Follies of 1929 ( Fox Film Corporation , 1929), Paramount on Parade ( Paramount , 1930), New Movietone Follies of 1930 ( Fox , 1930) и King of Jazz ( Universal , 1930). Британия также включилась в движение и создала дорогие ревю, такие как Harmony Heaven ( , 1929), Elstree Calling ( , 1930) и The Musical Revue 1959 ( , 1960).
Сегодня данный вид представлений можно увидеть в студенческих постановках (во многих университетах Великобритании , Канады , Австралии и Дании ). Студенты используют стилизации на современные песни с собственным текстом, в которых они рассказывают о своей учёбе в юмористической форме.
Существуют также целые шоу и мировые турне. Например, в « A Transpor to Delight» («Транспорт наслаждения») повествуется о большом красном лондонском автобусе Фландрии и Сванны, впервые появился в ревю под названием « At the Dropof a Hat» («На ровном месте»). Помимо этого существовал «The Rolling Thunder Revue» — знаменитый концертный тур США в середине 1970-х годов, состоявший из путешествующего каравана музыкантов во главе с Бобом Диланом в 1975—1976-х годах.
К концу ХХ-го века образовался поджанр ревю. Этот тип ревю обычно демонстрировал песни, написанные конкретным композитором или известным исполнителем. Например, « Side By Side Sondheim» (музыка и тексты Стивена Сондхейма ), « Eubie!» ( ), « Tom Foolery» ( Том Лерер ) и « » (песни написаны известным Луи Джорданом ). Материал для таких песен отбирался из разных произведений. Данный тип ревю мог иметь или не иметь узнаваемых персонажей и рудиментарную сюжетную линию (например, « Closer Than Ever» , Jr. и David Shire ). Характер этих поздних ревю предполагал дальнейшее усиление унифицирующего авторского присутствия, как это было ранее в случае с Зигфельдом , и другими. С различными артистическими акцентами жанр ревю сегодня превосходит все традиционные театры, такие как Le Lido, Moulin Rouge , берлинский Friedrichstadt-Palast и шоу в Лас-Вегасе .