Interested Article - Мёэ

Мёэ ( яп. 明恵 Мё:э , род. 8 января 1173 года — ум. 19 января 1232 года ) — японский монах и реформатор школы Кэгон . Наряду с такими своими современниками, как Хонэн , Синран , Догэн и Нитирэн , относится к числу выдающихся буддийских деятелей начала периода Камакура . Монашеское имя — Кобэн ( яп. 高弁 Ко:бэн ). Также известен под именами Святой Мёэ ( яп. 明恵上人 ) и Святой Тоганоо ( яп. 栂尾上人 ).

Отец — , находился в воинском услужении гвардии императора Такакуры [ источник не указан 2064 дня ] . Фамилия при рождении — Фудзивара, фамилию Тайра он получил от приёмного отца. Мать — четвёртая дочь военачальника Юасы Мунэсигэ. Место рождения — селение Аридагава современной префектуры Вакаяма .

Учёба

Родился 8 января 1173 года (3-й год эпохи Дзёан) в деревне Ёсивара уезда Арида в провинции Исэ (ныне приходится на город Аридагава в современной префектуре Вакаяма ) . Имя, данное при рождении — Якусимару. В 1180 году (4-й год эпохи Дзисё), когда ему исполнилось 7 лет, лишается обоих родителей и на следующий год (1181 г.) становится учеником храма Дзингодзи на горе Такао. Его учителем становится Дзёкаку (1147—1226 гг.) — дядя Мёэ по линии матери, монах школы Сингон. Дзёкаку в свою очередь был учеником настоятеля (1139—1203 гг.). Монгаку потом тоже принимает участие в воспитании послушника. Под руководством наставников он изучал «Пять учений Аватамсака-сутры » и « Абхидхармакошу ».

В 1188 г. Принимает монашеский постриг и обеты пратимокши в храме Тодай-дзи . При посвящении получает монашеское имя Дзёбэн ( яп. 成弁 ) , которое впоследствии изменится на Кобэн ( яп. 高弁 ) . Далее он постигает учение Сингон у Дзиссона и Конэна в храме Нинна-дзи , в храме Сонсёин (храм Тодайдзи) изучает доктрины школ Кэгон и Куся (Наставники — Кэйга и Сэйкай). Обучается дзэн у Ёсая ( Эйсая ), постигает древнеиндийское письмо — бондзи — у наставника Сонъина. Уже к 20 годам он переписал огромное количество буддийских сутр и трактатов.

Деятельность

Заложенную с самого начала двойственность принадлежности одновременно к Кэгон и Сингон Мёэ сохранял на протяжении всей своей жизни, объединив космологию и схоластику первой с ритуальной практикой второй. Как и многие современники, считая своё время эпохой «конца закона» ( ), Мёэ критически оценивал состояние сангхи и общества в целом, находя их пребывающими в состоянии упадка. Отчаявшись найти себе достойного учителя среди живущих, Мёэ обратился за руководством к сутрам , избрав в наставники будду Шакьямуни и бодхисаттв . Буддийское творчество Мёэ оказалось необыкновенно плодотворным. Его кисти принадлежит более 50 работ, написанных в самых разнообразных жанрах: философские трактаты, руководства по медитации , путевые записки, пророчества, кодексы поведения, письма, полемические произведения, дневник снов и др. Характерной особенностью Мёэ было единство проповедуемого и практикуемого в повседневной жизни.

Достижения Мёэ, особенно широта его взглядов на практику Пути и высокие моральные стандарты, были высоко оценены в японском буддийском мире того времени. Мёэ снискал уважение не только таких выдающихся монахов, как (из храма Кофуку-дзи ) и (из храма Тодай-дзи ), но даже и нетерпимого к инакомыслию Нитирэна . Японская аристократия также благоволила к Мёэ: Ходзё Ясутоки (правитель Киото), а также и , бывшие ведущими фигурами на политической сцене, почитали Мёэ как своего близкого друга и советника.

Получив всеобщее признание, Мёэ стал настоятелем основанного им в 1206 году храма школы Кэгон, регулярно выступал с проповедями в Тодай-дзи, а также основал женский монастырь . Большое число его последователей включало мужчин и женщин, молодых и старых, мирян и монахов, многие из которых приходили к Мёэ в храм после уничтожения их семей в кровопролитных феодальных войнах.

Оставаясь достаточно либеральным и прагматичным в отношении включения в практику Пути разнородных элементов, используемых различными буддийскими школами (особенно Дзэн ), Мёэ тем не менее прослыл непримиримым оппонентом школы Дзёдо , посвятив этому вопросу два своих трактата. Амидаистскому ритуалу нэмбуцу Мёэ пытался противопоставить практику чтения « ». В целом, Мёэ широко известен своими инициативами возрождения жёсткой дисциплины и высоких моральных устоев в монашеских кругах. Это послужило одной из основных причин его самовольного удаления из Киото. Также известен случай, когда Мёэ отрезал себе ухо в знак протеста против деградации современного ему духовенства. Получив необходимую свободу действий в Кодзан-дзи, Мёэ приложил все усилия для строгого регламентирования монашеской повседневности, от медитации и чтения сутр и мантр (в их число входили Сутра Сердца , шестисложная и Мантра света) вплоть до процедуры умывания, что роднит его с практикой, введённой в том же веке Догэном в Эйхэйдзи . Вклад Мёэ в буддийскую ритуальную практику также включает предложенные и подробно описанные им новые форм мандал , использующих только японскую каллиграфию и санскритское письмо (аналогичные мандалы применялись Синраном и Нитирэном).

Мёэ оставил большое поэтическое наследие в жанре вака . Как автор вака он был удостоен высочайшей оценки Фудзивара Тэйка , непререкаемого авторитета в мире поэтического искусства классической Японии. Вака Мёэ также цитирует Кавабата Ясунари в своей Нобелевской лекции «Красотой Японии рождённый», где Мёэ назван «певцом луны».

«Дневник снов» ( яп. 夢記 ) , который Мёэ вёл начиная с 19-летнего возраста в течение почти 40 лет, также получил широкую известность. Интерес к нему в Японии и за рубежом существенно возрос в последние годы после публикации в 1995 году монографии «Жизнь и сны Мёэ» ( яп. 明恵 夢を生きる ) (автор Кавай Хаяо ), где представлено фундаментальное исследование и юнгианское толкование снов Мёэ. Существуют переводы как самого дневника, так и этой работы на английский язык.

Примечания

  1. . www.town.aridagawa.lg.jp. Дата обращения: 22 мая 2018. Архивировано из 23 мая 2018 года.

Литература

  • Unno, Mark T. Recommending Faith in the Sand of the Mantra of Light: Myōe Kōben's Kōmyō Shingon Dosha Kanjinki // / Ed. Richard K. Payne. — Honolulu: University of Hawai'i Press, 1998. — P. 167—217. — 280 p. — (Studies in East Asian Buddhism 11). — ISBN 0-8248-2024-X .
Источник —

Same as Мёэ