Иванов-Вано, Иван Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Петрович Шухов ( 18 ( 31 ) июля 1906 , станица Пресновская Петропавловский уезд , Акмолинская область , Российская империя — 30 апреля 1977 , Алма-Ата , Казахская ССР ) — казахстанский советский писатель и переводчик, журналист. Главный редактор журнала « Простор » ( 1963 — 1974 ).
Родился 18 ( 31 ) июля 1906 года в станице Пресновской Петропавловского уезда Акмолинской области . Его отец, Пётр Семёнович Шухов, был гуртоправщиком. Мать, Ульяна Ивановна Шухова, будучи совершенно неграмотной, знала множество русских народных сказок , прибауток, поговорок, песен. Мальчик много ездил с отцом по казахской степи, что позже запечатлел в автобиографических «Пресновских страницах», повестях и романах, романтических новеллах.
Получил образование в Петропавловском педагогическом техникуме, затем учился на рабфаке в Омске и Литературном институте в Москве .
В середине 1920-х гг. дебютировал в омской городской прессе со стихами. С конца 1920-х годов будущий писатель работал журналистом: «К литературе я пришёл из газеты». Дружил с поэтом Павлом Васильевым . В 1931—1932 гг. были опубликованы романы «Горькая линия» и «Ненависть», принесшие Шухову, особенно после переиздания «Ненависти» в « Роман-газете », всесоюзную известность. Романы молодого писателя были высоко оценены Максимом Горьким и впоследствии неоднократно переиздавались; современный исследователь И. В. Кондаков видит в них, главным образом, «установку на воспитание в людях жестокости и безжалостности к врагам, презрения к гуманизму в эпоху Великого перелома» . В 1933 г. Шухов вошёл в оргкомитет Союза писателей СССР , годом позже участвовал в его организационном съезде. В 1935 году вышла в свет книга «Родина», по которой был снят кинофильм [ источник не указан 1572 дня ] .
9 мая 1937 года «Комсомольская правда» опубликовала статью «Личная жизнь писателя Шухова», в самом негативном свете освещавшую его отношения с женой (утверждается, что эту статью написал под псевдонимом брат жены Шухова, известный журналист ). В августе того же года в Москве состоялся судебный процесс над Шуховым: он обвинялся «в бытовом разложении, преступном издевательстве над своей женой, третировании и избиении её по всякому пустяковому поводу и понуждении её к производству аборта», а также в незаконном хранении огнестрельного оружия, и был осуждён на два года условно. Верховный суд РСФСР по инициативе Николая Крыленко отменил этот приговор как излишне мягкий, однако прокурор А. Я. Вышинский по согласованию с И. В. Сталиным опротестовал это решение, оставив писателя на свободе .
После этого Шухов делил своё время между Москвой и Алма-Атой. В 1940 -м вышел его роман «Действующая армия». После Великой Отечественной войны одна за другой публикуются книги «Облик дня», «Покорители целины», «Золотое дно», «Степные будни», «Родина и чужбина», «Дни и ночи Америки». Последняя книга Шухова, сборник разножанровых произведений «Пресновские страницы», был удостоен Государственной премии Казахской ССР.
Наряду с литературной и журналистской деятельностью, Шухов занимался переводами произведений видных казахских писателей Мухтара Ауэзова , Сабита Муканова , Габита Мусрепова , Габидена Мустафина . В течение одиннадцати лет Шухов руководил работой республиканского литературно-художественного журнала « Простор », который в 1960—1970-е годы был значительным явлением культурной жизни страны, имел своего читателя и дал путёвку в жизнь многим казахстанским прозаикам и поэтам.
Скончался 30 апреля 1977 года в Алма-Ате . Похоронен на Центральном кладбище города .
Художник необычайно могучего дарования, он жил только литературой, а остальное относил в ряд бытовых неурядиц, которые «берут его в полон». Вероятно, в этой им самим придуманной формуле сокрыта убеждающая сила его художественного слова и все жизненные поступки, которые являют собой нечто единое целое, одну полнокровную жизнь творческого озарения. Иван Петрович был немногословным, в общении даже скупым на слова, надо полагать, он хорошо знал цену душевной энергии, которую трудно восполнить в нашем мире, не устраивающем людей обострённой совести. Но не жалел эту душевную энергию, тратил её щедро, когда речь шла как раз о востребованности творчества писателей, в силу различных политических инсинуаций вырванных из контекста той или иной национальной культуры, как части культуры общечеловеческой. Сатимжан Санбаев