Уайт-Сэндс (полигон)
- 1 year ago
- 0
- 0
Хутелутуш-Иншушинак — царь Элама , правил приблизительно в 1120 — 1110 годах до н. э. Сын Кутир-Наххунте I и царицы Наххунте-Уту, однако в своих надписях он называет своими отцами и Кутир-Наххунте I и, заменившего того на престоле, его брата Шилхак-Иншушинака . Это происходит от того, что после смерти Кутир-Наххунте I, его вдова Наххунте-Уту, согласно существующему в Эламе обычаю (так называемый левират ), стала женой младшего брата покойного, а сын умершего царя был усыновлён тем. В одной из своих надписей Хутелутуш-Иншушинак называет себя даже «сыном» Шутрук-Наххунте , Кутир-Наххунте и Шилхак-Иншушинака… В действительности эти трое были его дедом, отцом и дядей. Дело в том, что эламское слово так означает не только «сын», а также и «мужской отпрыск», «мужской потомок». В этом попутно проявлялось совершенно необычное чувство родства у эламитов, сущность которого не совсем понятна, а именно, различие мужской и женской наследственности.
Хутелутуш-Иншушинака вавилонская хроника называет убийцей своего отца Кутир-Наххунте I ; будто бы он заколол того железным кинжалом. Однако в эламских текстах нет даже намёка на это преступление, поэтому данный рассказ считается вымыслом. При Шилхак-Иншушинаке наследовавшему Кутир-Наххунте I, Хутелутуш-Иншушинак был правителем Суз .
От Хутелутуш-Иншушинака в Сузах не сохранилось ни многочисленных, ни обширных надписей, но тем не менее их можно отнести к самым содержательным царским документам, так как в них особенно ярко проступает самобытность эламского характера. По непонятным причинам Хутелутуш-Иншушинак отказался от прежнего почётного царского титула, принятого его предками: он не называет себя больше «царём Аншана и Суз» , а «умножителем государства, наследником Элама и Суз» . Возможно, что за этим скрывается государственно-правовая реорганизация. Во всяком случае, при чтении документов данногo царя создается впечатление, что ему пришлось кое-чем поступиться в управлении царством по сравнению с безраздельным господством своих предков.
Хутелутуш-Иншушинак пожертвовал храму божественной четы Симуту и Манзат в Сузах новую каменную дверную петлю. Дар был предназначен преимущественно богине. Царь вообще предпочитал обращаться к богиням, особенно к Ишмекараб и Упуркупак. Популярность бога Иншушинака заметно падает, а другие мужские божества, что касается доступных нам до сих пор свидетельств, полностью обходятся вниманием. Надпись на упомянутой дверной петле гласит: «О богиня Манзат, великая госпожа! Я, Хутелутуш-Иншушинак, сын Кутир-Наххунте и Шилхак-Иншушинака , умножитель царства. Я молил о своей жизни, о жизни Наххунте-Уту, моей матери почитаемой, о жизни моих братьев и сестер, и поэтому я велел изготовить эту дверную петлю из камня и установить в храме богини Манзат и эламского бога Симута» .
Из вышеупомянутой надписи Хутелутуш-Иншушинака на дверной петле вытекает, что его мать Наххунте-Уту ко времени составления надписи была ещё жива. В более поздних надписях она отсутствует, а это означает, что она ненадолго пережила двух своих супругов (=братьев). Кроме того, надпись доказывает, что Хутелутуш-Иншушинак умер бездетным, ибо непосредственно после своей матери он перечисляет своих братьев и сестёр. В действительности они приходились ему лишь сводными братьями и сестрами, так как были детьми его матери Наххунте-Уту по второму браку с его дядей Шилхак-Иншушинаком. По эламским понятиям, в этом нe было никакой разницы. Главным было то, что восемь сестер и братьев происходили от «матери почитаемой» , которая олицетворяла наследственные права династии на престол.
О внешней политике Элама при Хутелутуш-Иншушинаке известно лишь из записей Навуходоносора I . Этот четвёртый царь II династии Исина предпринял отчаянные усилия, чтобы сломить эламское господство на юге Двуречья . Скрепя сердце, он решился около 1115 года до н. э. на поход против Элама. Запаси Навуходоносора обнаруживают, на какой риск он при этом шёл: «Я сам себе говорил в страхе, тревоге и отчаянии: Я не хочу разделить участь моего предшественника, который пребывает в Эламе; лучше мне умереть» . Упоминая об этом предшественнике, томившемся в эламском плену, Навуходоносор, вероятно, имел в виду царя Нинурта-надин-шуми из Исина , ибо после насильственного угона Кутир-Наххунте I последнего касситского царя Вавилонии Эллиль-надин-аххе в 1157 году до н. э. прошло слишком много времени, чтобы пленник мог ещё быть в живых. Следовательно, из этого можно заключить, что Шилхак-Иншушинак во время своего победоносного продвижения до Евфрата взял в плен также и третьего царя II династии Исина и также увёл его затем в Элам. Во всяком случае, Навуходоносор I всеми силами противился подобной участи. «Я не хочу уклониться от битвы с эламитом» , продолжает он, «я не хочу поворачивать вспять. Поэтому Я поджидал его с ещё оставшимся войском у верховья реки Укну (современная Керхе ). Однако Нергал , сильнейший из богов, наказал моих воинов [болезнью]» . Здесь в глиняной табличке пропуск. Затем Навуходоносор продолжает: «Я побоялся смерти и не отважился на битву, я повернул обратно… В городе Кар-Дур-Апиль-Син я сидел как оглушенный. Эламит (Хутелутуш-Иншушинак) пришёл, и я бежал из города. Я лежал на ложе стенаний и вздохов и, плача, молился богам» . Конец этой записи отсутствует, однако содержание его не подлежит сомнению: Навуходоносор был побеждён эламитами и должен был как за себя, так и за своё царство Исин опасаться самого худшего.
Однако вавилонянин получил неожиданную помощь. Похоже, что эламский царь правил слишком круто в подвластных ему владениях. Во всяком случае, из Сузианы от него сбежали к Навуходоносору не только два весьма влиятельных жреца, захватив статую бота Риа, но и правитель Лакти-Шиху из Бит-Карзиябку, расположенной в эламской пограничной области Дер , перешёл из эламского подчинения в вавилонское. Навуходоносор, воодушевившись, немедленно поставил Лакти-Шиху командовать своими боевыми колесницами и отважился, по-видимому, около 1110 года до н. э. на новое нападение на Элам из Дера. Подробности известны из охранной грамоты на камне ( кудурру ), которую царь посвятил своему союзнику Лакти-Шиху после его победоносного возвращения домой. В ней Лакти-Шиху предоставляется ряд привилегий в Бит-Карзиябку. В этой грамоте говорится: «Навуходоносор, внемля советам царя богов Мардуку , взялся за оружие, чтобы отомстить за Аккад . Он вышел со своим войском из Дера и совершил марш дважды по 30 часов. В месяце таммуз (приблизительно июль) он предпринял этот поход. [Камни] на дорогах жгли, как огонь, кончилась вода, устали лошади, ноги воинов подкашивались. Однако благородный царь не останавливался, его не страшила недоступная земля, он продолжал подгонять коней в упряжке. Лакти-Шиху, правитель Бит-Кирзиябку, военачальник его боевых колесниц, чьё место было справа от царя, не покинул своего повелителя в беде и также погнал свою боевую колесницу вперед. Могущественный царь достиг побережья реки Улай; и оба царя (Навуходоносор и Хутелутуш-Иншушинак) начали сражение. Рядом с ними то и дело вспыхивал огонь, пыль затмевала солнечный свет, война свирепствовала подобно урагану» . На этот раз военное счастье улыбнулось вавилонянину: «Хутелутуш-Иншушинак, царь Элама, скрылся в своей горе» . Загадочный оборот речи означает, что Хутелутуш-Иншушинак нашёл тогда свою смерть. «Царь Навуходоносор победил, он завоевал страну Элам и разграбил его богатства» .
Хотя Элам ненадолго подпал под владычество вавилонского царя, все же битва на реке Улай, вблизи Суз, определила дальнейшую судьбу государства. Даже столетия спустя вспоминали эту решающую победу: в исторических записях вавилонских звездочетов она связывалась с появлением метеора, предзнаменовавшего «разгром Навуходоносором Элама» . Зенит славы Элама остался позади.
Шутрукиды | ||
Предшественник:
Шилхак-Иншушинак |
царь Элама
ок. 1120 — 1110 до н. э. |
Преемник:
Шилхина-хамру-Лагамар |