Interested Article - Умман-манда
- 2020-12-08
- 1
Умман-манда (букв. «орда неизвестно откуда» ) — собирательный термин, использовавшийся в конце III — середине I тысячелетий до нашей эры в Месопотамии в отношении несемитских и нешумерских народов, проживавших к северу и северо-востоку от региона. В первом тысячелетии до нашей эры этот термин обозначал киммерийцев и/или мидян .
История
Имя «Умман-манда» прилагалось ко всем северным кочевникам. В VII в. до н. э. придавалось киммерийцам и Теушпе при Асархаддоне , Дугдамме — в царствование Ашурбанипала . Надпись Набонида называет этим именем мидийского царя Астиага . Киаксар в одном и том же документе (в Хронике Гедда) называется то по имени (Умакиштар), то как вождь Умман-манда. По мнению Б. Б. Пиотровского , это означает, что Киаксар командовал объединенными силами мидян и скифов .
На Древнем Ближнем Востоке в разных контекстах так называли хурритов , эламитов , мидян , киммерийцев и скифов . Родина Умман-Манда, по-видимому, находится где-то от Центральной Анатолии до северной или северо-восточной Вавилонии — возможно, в том, что позже стало известно как Митанни , Манна или Мидия . Залути — чье имя, кажется, имеет индоиранскую этимологию, — упоминается как лидер Умман-манды. Его даже предлагают отождествить с Салитисом , основателем гиксосов , пятнадцатой династии Египта .
Основным литературным источником является так называемая Кутейская легенда о Нарам-Суэне — сочинение, повествующее о царе Агаде (Аккада) Нарам-Суэне, жившем в третьем тысячелетии до нашей эры, и его борьбе против Умман-манды. Как литературный топос , Умман-манда представляет собой социокультурный феномен с сильной теологической основой: Умман-манда созданы богами и вызваны со своей родины на северо-восточной границе Месопотамии главным богом, будь то Энлиль , Мардук или Ашшур для какой-то конкретной работы по разрушению; поскольку это разрушение предопределено богом, люди бессильны остановить его и фактически им запрещено вмешиваться; когда разрушение будет завершено, сами боги уничтожат Умман-манду. В литературном топосе Умман-манда — враг цивилизации. Вопрос о том, кем были изначальные Умман-манда, остается загадкой. Однако в Цилиндре Кира говорится, что Умман-манда были покорены Киром Великим и, следовательно, стали частью империи Ахеменидов незадолго до того, как он захватил Вавилон в 539 г. до н. э. Согласно Цилиндру Кира: «Кир, царь Аншана […], заставил землю Гутиум и всю Умман-манду смиренно склониться к его ногам».
Борис Тураев считал Астиага царем умманмандов.
Примечания
- (англ.) . oracc.museum.upenn.edu . Дата обращения: 13 февраля 2022. 13 февраля 2022 года.
- Amanda H. Podany. . — OUP USA, 2014. — С. 102. — ISBN 978-0-19-537799-6 . 14 февраля 2022 года.
- Грантовский Э.А. / Отв. ред. Плетнева С.А.. — Москва: РАН, 1994. — С. 26, 27. — 23-48 с.
- Дьяконов, Михаил Михайлович. / Периханян А. Г. и И. М. Дьяконов. — Москва: АН СССР. "Восточная литература", 1961. — С. 55. — 452 с. 28 мая 2023 года.
- Ельницкий Л.А. . — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1977. — С. 24. — 256 с. 23 июля 2023 года.
- ↑ Selim Ferruh Adalı. . — Neo-Assyrian Text Corpus Project, 2011. — 218 с. — ISBN 978-952-10-1335-5 . 13 февраля 2022 года.
- Drews, Robert. The Coming of the Greeks: Indo-European Conquests in the Aegean and the Near East . Princeton University Press. 1988. p. 226—227.
- Livius. (англ.) . www.livius.org . Дата обращения: 13 февраля 2022. 19 января 2019 года.
- Борис Тураев. . — Л. : Социально-экономическое издательство, 1936. — С. 95. — 322 с. 13 февраля 2022 года.
- 2020-12-08
- 1