Interested Article - Нуар (литература)

Запрос «Чёрный роман» перенаправляет сюда; см. также « Готическая литература » .
Обложка нуар-романа К.Адамса

Нуа́р ( фр. noir — «чёрный» роман) — субжанр американской массовой литературы 1920-х 1960-х годов , разновидность « крутого » (или «круто сваренного» ( англ. hard-boiled fiction )) криминального романа . В основу жанра легли напряжённый сюжет и грубоватая манера повествования в духе Эрнеста Хэмингуэя и Джона Дос Пассоса (черта общая для «крутого» и «чёрного» романов) . Однако в отличие от «крутого романа», где главным героем выступал персонаж, расследующий преступление (сыщик, журналист и т. д.), героем романа-нуар является, как правило, жертва, подозреваемый или преступник, то есть лицо, непосредственно вовлечённое в преступление, а не распутывающее историю со стороны . Среди существенных признаков жанра нуар — жёсткий реализм изложения, цинизм , склонность персонажей к саморазрушению, обилие сленга , обязательная сексуальная линия в сюжете . Некоторые детали (появление роковых женщин, постоянное курение персонажей и др.) со временем стали литературным штампом этого направления.

Чёрный роман было принято относить к числу «низких» жанров. Советский литературовед Георгий Косиков, например, отзывается о нём как об «американской массовой беллетристической продукции, замешанной на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавшей на острых социальных проблемах» . В то же время роман-нуар расширял взгляды читателей середины XX века: «предлагая читателям несимпатичных героев с явно девиантной моделью поведения, то есть отклоняющихся от нормы, автоматически фиксировал эту норму со знаком „плюс“» .

Появившись в конце 1920-х годов , к концу 1930-х нуар полностью сформировался как субжанр, однако он ещё не нашёл своего читателя. Преимущественно сочинения в жанре «нуар» публиковались в журналах, специализирующихся на «бульварном чтиве». Основным среди них был журнал « Чёрная маска » ( англ. Black Mask ). Кроме того, выходили отдельные издания в дешёвом варианте с мягкой обложкой (так называемые «paperback edition» ). Настоящий «нуаровый бум» начался в 1950-е годы и продолжался до конца 1960-х . В этот период «чёрный роман» публиковался много, и часто в хороших изданиях.

Многие произведения в жанре «чёрного романа» стали основой для кинофильмов-нуар . При этом, несмотря на некоторые сходные черты, большинство исследователей подчёркивает существенные различия между понятием «нуар» в литературе и кинематографе, где «нуар» является скорее стилем, чем жанром .

Происхождение термина

Первоначально термин «roman noir» возник во Франции и совпадал по значению с «крутым романом». С 1946 года «нуаром» стали называть определённую категорию фильмов .

Собственно в США термин «нуар» был перенесён киноведами в 1968 году (уже после заката как «чёрного романа», так и «чёрного фильма»). В 1984 году , когда началась волна переизданий романов 1930-х — 1950-х годов, это название было впервые применено к литературной разновидности этого жанра. Для американцев, в отличие от французов, «нуар» означал только определённую группу «круто сваренных» произведений, где героем был не детектив, а непосредственный участник событий .

Представители жанра

Корнелл Вулрич

«Отцом чёрного романа» иногда называют Корнелла Вулрича , автора многочисленных романов и рассказов, печатавшихся на протяжении 1930-х 1950-х годов и впоследствии определённых как «нуар» . Многие сочинения Вулрича были впоследствии перенесены на экран (причём далеко не все картины по Вулричу являются фильмами-нуар). Среди них такие известные фильмы, как «Человек-леопард» Ж. Турнёра , «Окно во двор» А. Хичкока , « Невеста была в чёрном » и « Сирена с Миссисипи » Ф.Трюффо .


У истоков направления лежат также произведения писателя и сценариста , опубликовавшего в 1929 году один из первых «чёрных романов» .

Кроме того, поскольку границы между «крутым детективом» и «нуаром» не всегда могут быть чётко определены, к основателям жанра также причисляют корифеев «крутого» романа Дэшила Хэммета , Рэймонда Чандлера и Джеймса М. Кейна .

Преподаватель английского языка и литературы Университета Квинс в Белфасте Эндрю Пеппер называет Росса Макдональда одним из трёх отцов-основателей крутого детектива , — все вместе, Хэммет, Чендлер и Макдональд стали литературными «отцами» крутого детектива . В жанре крутого детектива их фамилии зачастую ставятся критиками в один ряд — создаётся эдакий литературный триумвират , по которому меряют всех остальных авторов жанра, их современников, и тех, что пришли им на смену .

Главные герои-детективы Сэм Спейд , Филип Марлоу и Лью Арчер в равной степени известны каждому американскому книговеду и киноведу, так же как Микки Маус и Шерлок Холмс . Ни один из последующих частных сыщиков, не смог и не сможет повторить такого успеха, — отмечается у Бейкера и Нитцеля. Именно по этой причине книги Хэммета, Чендлера и Макдональда постоянно перепечатываются всё новыми и новыми тиражами. Их работы обсуждаются на семинарах и лекциях во всех Соединённых Штатах .

В 1946 году на волне успеха «чёрного романа» во Франции на литературную мистификацию решился писатель Борис Виан , выпустивший под псевдонимом «Вернон Салливан» нуар-роман « » и ещё ряд произведений. Роман за короткое время приобрёл огромную популярность, но разоблачение автора привело к крупному скандалу .

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 апреля 2009. 11 мая 2009 года.
  2. George Tuttle. (англ.) . Дата обращения: 26 марта 2009. 29 марта 2012 года.
  3. Александр Гаррос. . Эксперт, № 22 (563) (11 июня 2007). Дата обращения: 8 апреля 2009. 29 марта 2012 года.
  4. Георгий Косиков. . Художественная литература (1983). Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано из 24 октября 2012 года.
  5. Лев Гурский. . Новое литературное обозрение (1999). Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано из 20 сентября 2004 года.
  6. Paul Schrader. (англ.) . Дата обращения: 26 марта 2009. Архивировано из 25 августа 2011 года.
  7. . Дата обращения: 7 апреля 2009. Архивировано из 19 января 2008 года.
  8. , p. 3.
  9. , p. 1.
  10. , p. 39.
  11. , p. 1.

Литература

  • Baker, Robert Allen ; Nietzel, Michael T. Princes of the Realm // . — Bowling Green, OH: Bowling Green State University Popular Press, 1985. — 385 p. — ISBN 0-87972-330-0 .
  • Howard, David George. . — Master of Arts. — Bloomington, IN: Indiana University, 2010. — 86 p.
  • Karydes, Karen Huston. / Directed by Prof. David M. Wyatt. — Dissertation. — College Park, Maryland: University of Maryland, 2010. — 209 p. от 1 августа 2014 на Wayback Machine
  • Kreyling, Michael. . — Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 2005. — 185 p. — ISBN 1-57003-577-6 .
  • Crime Novels: American Noir of the 1930s and 40s. Library of America, 1997. ISBN 1-883011-46-9 .
  • Crime Novels: American Noir of the 1950s. Library of America, 1997. ISBN 1-883011-49-3 .
  • The Fantastic Stories of Cornell Woolrich. Southern Illinois University Press, 1981. ISBN 0-8093-1008-2 .
  • Francis M. Nevins. Cornell Woolrich: First You Dream, Then You Die. Mysterious Press, 1988. ISBN 0-89296-297-6 .
  • Thomas C. Renzi. Cornell Woolrich from Pulp Noir to Film Noir. McFarland & Company, 2006. ISBN 0-7864-2351-X .
  • (недоступная ссылка)

Ссылки

Источник —

Same as Нуар (литература)