Interested Article - Константинопольский собор (1756)

Константинопольский собор 1755—1756 годов поместный собор Православной церкви , объявивший все таинства вне Православной церкви недействительными , а также осудивший католическую практику крещения и постановивший принимать католиков и протестантов, обращающихся в православие, через крещение .

Традиция чиноприёма инославных

Великая схизма 1054 года и Реформация потребовали формулирования отношения Православной церкви к католицизму и протестантизму . По возникшему вопросу о практике приёма католиков в лоно Православной церкви имелись различные мнения (через покаяние , миропомазание , крещение). В 1484 году Константинопольский поместный собор урегулировал данный вопрос, постановив принимать католиков через миропомазание . Данная практика чиноприёма утвердилась в Православной церкви. Так, патриарх Антиохийский Макарий III , отстаивая точку зрения о недопустимости повторного крещения латинян, писал в 1657 году : «мы признаём их священство и никогда не хиротонисали вновь латинских священников при обращении их в православие, также должны признавать и их крещение. Они только схизматики, а схизма не творит человека неверным и некрещёным, а творит только отлучённым от Церкви» . Недопустимость перекрещивания инославных (даже протестантов ) отстаивал патриарх Константинопольский Иеремия III . Недопустимость перекрещивания еретиков упоминалась также в «Послании Патриархов восточно-кафолической Церкви о Православной вере» от 1723 года (патриархов Константинопольского Иеремии III, Антиохийского Афанасия III и Иерусалимского Хрисанфа ): «таким же образом мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают» .

В XVII веке усилился католический прозелитизм среди православного населения Османской империи , а в 1729 году Римская Конгрегация пропаганды веры запретила всяческое участие в католических таинствах ( лат. сommunicatio in sacris ) христиан, не состоящих в общении с Римом , что фактически подставило под сомнение законность совершения таинств « схизматиками и еретиками », а соответственно и всю церковную жизнь Православной церкви .

Предыстория Собора

Патриарх Кирилл V дважды занимал Константинопольскую кафедру (1748—1751) и (1752—1757)

Патриарх Константинопольский Кирилл V, настроенный антилатински, настаивал на приёме бывших католиков в Православную церковь, вопреки церковной традиции, исключительно через крещение. В июне 1751 года из-за своей позиции по вопросу перекрещивания католиков патриарх был низложен митрополитами и отправился в изгнание на остров Халки . Новый патриарх Паисий II и Священный синод Константинопольской церкви осудили мнение Кирилла и некого монаха Авксентия, защищавшего бывшего патриарха и его воззрения. Османские власти арестовали Авксентия, чем вызвали беспорядки его последователей. Народные волнения вынудили османские власти вернуть из ссылки Кирилла V и восстановить его на патриаршей кафедре. Таким образом, в 1752 году патриарх Паисий, придерживавшийся традиционной практики принятия католиков через миропомазание, под давлением верующих был смещён, а на патриарший престол вернулся Кирилл V. В 1755 году Кирилл V издал послание, в котором отверг законность крещения католиков и армян , при этом 18 архиереев Синода во главе с митрополитом Кизическим Ананией издали против этого послания свой декрет, где отвергли воззрения патриарха . Епископы, подписавшие декрет против патриарха, были удалены из Константинополя, а послание Кирилла V прочитано во всех храмах .

Таким образом в 1755 году особую остроту в Константинопольской церкви приобрёл спор о чиноприёме инославных, между патриархом Кириллом V и проповедником Авксентием Диаконом, с одной стороны и бывшим патриархом Паисием II и митрополитом Каллиником , с другой. Противостояние патриарха Кирилла V и прокатолически настроенных иерархов Константинопольской церкви вынудило последнего обратиться за поддержкой к патриархам Александрийскому и Иерусалимскому .

Главными причинами Собора 1756 года епископ Сергий (Серафимов) считал «бедственное положение, в каком находилась она [Греческая церковь] в половине XVIII века», а также «римскую пропаганду и особенно от иезуитов, которые для достижения своей цели — распространяли римско-католическое учение между православными, позволяли себе все возможные средства» . Церковный историк А. П. Лебедев писал, что соборное определение 1756 года было принято в обстоятельствах церковных нестроений, сопровождающих спор относительно крещения латинян . Сербский православный канонист епископ Никодим (Милаш) главной причиной решений собора называет чрезвычайные обстоятельства православно-католических отношений XVIII века и ответом греческой церкви на агрессивную латинскую пропаганду .

Решения собора и последствия

Отцы собора осудили практику католического крещения, в соборных определениях говорилось:

«Так как три года тому назад поднят вопрос о том, надлежит ли признавать крещение еретиков, обращающихся к нам, раз это крещение совершается вопреки преданию св. апостолов и св. отцов, а также вопреки обычаям и постановлениям кафолической и апостольской Церкви, то мы... считающие противным всему апостольскому преданию и как произведение развращенных людей все, что у еретиков и что не совершается так, как заповедано Духом Святым и апостолами , и как это совершается ныне в Христовой Церкви, — общим постановлением отметаем всякое еретическое крещение, а посему всех еретиков, к нам обращающихся, принимаем как неосвященных и некрещенных, причем мы этим следуем прежде всего Господу нашему Иисусу Христу , заповедавшему своим апостолам крестить во имя Отца , и Сына, и Святого Духа; далее следуем святым божественным апостолам, установившим троекратное погружение с произнесением при каждом из них одного лица Святой Троицы ... наконец, мы этим следуем второму и пято-шестому вселенским соборам , предписывающим считать некрещенными всех, обращающихся в Православие, не бывших крещенными через троекратное погружение , при каждом из которых призывалось бы имя одной из Божественных Ипостасей, а крещенных каким-либо иным образом. Держась этих святых и божественных установлений, мы считаем достойным осуждения и отвратительным еретическое крещение, так как оно не соответствует, а противоречит апостольскому божественному установлению, и есть не иное что, как бесполезное, по слову св. Амвросия и св. Афанасия Великого, умывание, оглашенного вовсе не освящающее и от греха не очищающее; вот почему всех, от еретиков некрещенно крещенных, когда они обращаются в Православие, мы принимаем как некрещенных и без всякого смущения крестим их по апостольским и соборным правилам» .

Орос собора подписали патриархи Константинопольский Кирилл V , Александрийский Матфей Псалт и Иерусалимский Парфений . В постановлении собора Римско-католическая церковь не упоминается , однако решения собора были направлены в первую очередь против католиков . После принятия ороса в греческих церквях стали перекрещивать католиков и протестантов, а переходящих в православие представителей нехалкидонских и доэфесских церквей принимали без перекрещивания . Несмотря на это решение собора, в Русской православной церкви новообращённых из числа бывших католиков и униатов продолжали принимать через таинство покаяния .

Значение и оценки

По мнению исследователей, решение греческих церквей в отношении инославного крещения мотивировалось, в первую очередь, не экклезиологическими причинами, а желанием сдержать миссионерскую деятельность иезуитов на островах греческого архипелага . Решение о перекрещивании католиков было следствием агрессивного католического прозелитизма, развёрнутого в православной среде и создания Грекокатолических церквей, которые добились определённых успехов в Восточной Европе и на Ближнем Востоке . В грекоязычных поместных православных церквях практика перекрещивания католиков просуществовала до конца XIX века .

Русский богослов Николай Афанасьев отмечал неточность соборного постановления в ссылках на каноны. Правила Второго Вселенского и Трулльского соборов не устанавливают требований к правильной форме крещения, о котором упоминается в постановлении патриарха Кирилла V. Таким образом ссылаясь на Апостольские правила , фактически собор 1756 года осуждает еретическое крещение не за неправильную форму таинства, а по причине того, что у еретиков всё совершается не так, как заповедано Духом Святым. Афанасьев считал, что постановление собора 1756 года «в действительности это не что иное, как признание учения Киприана Карфагенского о таинствах еретиков. В силу одновременного признания двух противоречащих принципов заключение постановления является необоснованным, так как оно требует крещения всех еретиков» . Сербский православный канонист епископ Никодим (Милаш) отмечает, что соборное постановление было мотивировано православной традицией крещения с трёхкратным погружением и каноническим осуждением единократного погружения при крещении. Однако, как отмечает Никодим, Православная церковь никогда не осуждала обливательное крещение, допускала его в случае необходимости и поэтому решение Константинопольского собора 1756 года «находится в противоречии с практикой восточной церкви всех веков и в частности — с практикой и самой греческой церкви от времени разделения церквей и до оного Цареградского Собора» .

Австрийский церковный историк Эрнст Зуттнер писал, что постановление собора Греческой церкви 1755—1756 годов на тот момент являлось наиболее жёсткой оценкой Латинской церкви со времён Великой схизмы, а каждая из церквей (Католическая в 1729 году, а Православная в 1755 году) заявила о своей экклезиологической и сотериологической исключительности. По мнению Зуттнера, декрет 1729 года и решения собора 1756 года более негативным образом повлияли на православно-католические отношения, чем взаимные анафемы 1054 года . Богослов и церковный писатель архимандрит Амвросий (Погодин) оценивал постановление собора не как «церковное», а как результат «демагогии и острого шовинизма» и проигнорировавшее мнение Святых отцов , Марка Эфесского и патриарха Геннадия Схолария по вопросу приёма инославных .

По мнению церковного историка и патролога Иоанна Мейендорфа католические таинства были признаны недействительны поскольку католики пытались посеять раздор в Православной церкви: «…когда в XVIII веке в оккупированной турками Греции иезуиты через французское посольство добились разрешения открыть школы, больницы и другие общественные учреждения с правом совершать таинства для православных, и совершённые ими таинства были признаны недействительными» .

Принятие собором 1756 года решения о перекрещивании инославных, противоречащее традиции, сложившейся в Православной церкви, заставило греческих канонистов истолковать прежнее каноническое право о приёме инославных без повторного крещения (7-е правило Второго Вселенского собора, 95-е правило Трулльского собора и постановление Константинопольского собора 1484 года) как проявление «снисхождения, или икономии » .

Примечания

  1. : [ 19 августа 2021 ] // Вопросы теологии. — 2019. — Т. 1, № 3. — С. 377.
  2. Прот. Валентин Асмус, М. В. Никифоров, П. В. Кузенков, Д. Е. Афиногенов, А. В. Бармин, М. М. Бернацкий, Диак. Павел Ермилов, А. Г. Дунаев, Л. А. Герд. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин Корин ». — С. 299—343. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-045-5 .
  3. Веселов А. . Богослов.ru (8 марта 2012). 4 мая 2021 года.
  4. Иларион (Алфеев) . Церковь: Небо на земле. — М. : Эксмо, 2014. — С. 45. — 224 с. — (Религия. Книги митрополита Илариона). — ISBN 978-5-669-67451-0 .
  5. Зайцев А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XII : « Гомельская и Жлобинская епархия Григорий Пакуриан ». — С. 265—283. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-017-X .
  6. Панченко К. А., Ченцова В. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLII : « Львовский собор Максим, блаженный, Московский ». — С. 534—544. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-047-9 .
  7. Зуттер Э. Х. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления их единства. — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2004. — С. 301. — 312 с. — ISBN 5-89647-065-7 .
  8. Зуттер Э. Х. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления их единства. — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2004. — С. 161. — 312 с. — ISBN 5-89647-065-7 .
  9. Зуттер Э. Х. : [ 23 апреля 2021 ] // Вестник Свято-Филаретовского института. — 2010. — С. 61—62. — 47—67 с.
  10. Л. В. Луховицкий. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXIV : « Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 560—562. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-039-4 .
  11. Сергий (Серафимов). . — 4-е изд. — Астрахань: Тип. В. Л. Егорова, 1904. — С. 109—110. — 211 с. 29 октября 2021 года.
  12. А. П. Лебедев . История Греко-восточной церкви под властью турок. — 2-е изд.. — Санкт-Петербург: Типография М. Акинфиева, 1903. — С. 323—328. — 853 с.
  13. , с. 58.
  14. Епископ Никодим . Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийского. — Троице-Сергиева лавра, 1996. — С. 589—590.
  15. Свящ. Димитрий Пашков. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона Иннокентий ». — С. 51—58. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-040-0 .
  16. : [ 19 августа 2021 ] // Вопросы теологии. — 2019. — Т. 1, № 3. — С. 393.
  17. А. В. Слесарев . Расколоведение. Введение в понятийный аппарат: учебное пособие для бакалавриата теологии . — 2-е, испр. и доп. — Москва: Издательский дом «Познание», 2021. — С. 137. — 200 с. — ISBN 978-5-6044872-5-9 .
  18. Pantelis Kalaitzidis. Theological, historical, and cultural reasons for anti-ecumenical movements in Eastern Orthodoxy // (англ.) / Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — P. 142. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 . 1 июля 2021 года.
  19. Н. Н. Афанасьев. Вступление в Церковь. — Москва: «Паломник». Центр по изучению религий, 1993. — С. 144.
  20. , с. 59.
  21. , с. 65.
  22. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. — Минск: Медиал, 2018. — С. 71. — 352 с. — ISBN 978-985-6914-41-9 .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Константинопольский собор (1756)