Interested Article - Лабиринт (балет)
- 2020-04-08
- 1
«Лабири́нт» ( англ. Labyrinth ) — балет в постановке Л. Ф. Мясина на музыку 9-й симфонии Ф. Шуберта до мажор , D. 944. Либретто и сценография С. Дали . Первый показ состоялся 8 октября 1941 года силами труппы Русский балет Монте-Карло в Метрополитен-опера , Нью-Йорк .
История создания
Всё время Второй мировой войны Сальвадор Дали провёл в США . В 1941 году эпатажный художник предложил Леониду Мясину сотрудничество для создания второго совместного балета. В новом сюрреалистическом балете Дали решил воплотить собственное представление о мифе о Тесее и Ариадне и выбрал для того 7-ю симфонию Шуберта . В настоящее время данное сочинение Шуберта также известно под названием 9-я Большая симфония до мажор, D. 944.
Идею совместной работы описал в мемуарах Мясин: «На этот раз его выбор пал на шубертовскую Симфонию До-мажор, на фоне которой разворачивалось бы действие модернистской версии истории Тесея и Ариадны» . С одной стороны, Мясин был приятно удивлён забавным предложением, с другой — настаивал против использования настоящей головы телёнка для костюма Минотавра и сбрасывания « Стейнвея » на сцену, что символизировало бы разрушение .
В 1942 году Сол Юрок решил снова представить два удручающе провальных балета Мясина в Метрополитен-опере — «Лабиринт» и «Саратогу». Критики восприняли эту попытку как своего рода день страшного суда . Один из них, Вальтер Терри ( Walter Terry ), оценил программу спектакля как «балет в своём надире », добавив: «Нынешнее неудовлетворительное состояние Русского балета Монте-Карло возникло не внезапно. Процесс упадка начался месяцами, возможно, годами ранее, и большую долю ответственности за упрёки к его работе следует возлагать на директора по художественной части» . Мясин последовал совету Юрока и покинул труппу для того, чтобы летом 1942 года поставить два балета для Театра балета .
Номер симфонии Шуберта
В нумерации симфоний композитора прослеживается известная путаница. Если следовать указанию Мясина, упоминавшему в мемуарах симфонию до мажор, то это 9-я Большая симфония, D. 944 (1825—1828), которая ранее была известна как 7-я, а в классификации некоторых музыковедов до сих пор обозначается как 8-я Неоконченная симфония. Те же разночтения сохранились и при издании грамзаписей симфонии до мажор. Например, в выпусках одной и той же записи 1942 года под управлением В. Фуртвенглера : на яблоке пластинки 1962 года значилась 7-я симфония до мажор , а в 1990 году — Симфония № 9 до мажор, D. 944 .
Те же расхождения в нумерации симфонии до мажор также наблюдаются и в источниках по балетоведению: в 1981 году В. М. Красовская и В. А. Кулаков писали, что балет «Лабиринт» был поставлен на музыку 7-й симфонии Шуберта. В 1997 году в энциклопедии «Русский балет» в совместной статье В. М. Красовской и Е. Я. Суриц о Мясине обозначена 7-я симфония , а в статье Е. Я. Суриц о Русском балете Монте-Карло фигурирует 8-я неоконченная симфония .
В 2004 году в творческой биографии Леонида Мясина Лесли Нортон дала более точные указания: 7-я симфония до мажор ; Большая симфония до мажор, Большая симфония № 7 . Видимо, среди балетоведов принято обозначать использованную в балете «Лабиринт» симфонию Шуберта до мажор как 7-ю, что и указала в 2009 году Суриц , хотя данное произведение также обозначается как 9-я Большая симфония до мажор, D. 944.
Премьера
- 1941, 8 октября — «Лабиринт», сюрреалистический балет в 4-х сценах на музыку симфонии Франца Шуберта до мажор . Сценарий и оформление Сальвадора Дали по мифу о Тесее и Ариадне, хореография Леонида Мясина. Русский балет Монте-Карло . Метрополитен-опера, Нью-Йорк
- Роли и исполнители
- Тесей — Андре Эглевский
- Кастор —
- Поллукс — Крис Волков
- Ариадна — Тамара Туманова
- Минотавр —
- Петухи — Николай Берёзов , Алексей Козлов
Восприятие и оценки
Леонид Мясин оценил балет следующими словами: «Хотя мы добились некоторых интересных эффектов в „Лабиринте“ — так назывался балет, я всегда считал, что музыка Шуберта слишком сложна сама по себе, чтобы сопровождать действие, а образы Дали выглядят просто приложением к ней. Должен признаться, я был разочарован, поскольку не сумел придумать ничего оригинального. Откровенно говоря, этот балет следовало бы считать интересной неудачей с несколькими запоминающимися сюрреалистическими эпизодами» .
Восприятие второй совместной работы Дали и Мясина описала Суриц: «Рецензенты, как правило, малоодобрительно отзывавшиеся о спектакле в целом, отмечали, однако, что в музыке Шуберта открывались новые красоты, когда она звучала одна, без танца, при свете прожекторов, направленных на декорации . <…> Большинство критиков нью-йоркской премьеры писало о насилии художника над хореографом, выступившим пассивным исполнителем, даже жертвой чудачеств Сальвадора Дали. Тем не менее путь содружества с живописцем ради создания нового типа синтетического зрелища был, по-видимому, для Мясина закономерен» .
Согласно Суриц, совместные с Дали постановки продолжили и развили линию, начатую балетмейстером в балете « Ода », «где все сценические средства служили единой цели — материализации фантазий Павла Челищева ». Возможно, в то время художник «пробудил у Мясина интерес к проблеме подсознательного» . Суриц завершила раздел о сотрудничестве Мясина и Дали словами: «На основе обрывочных сведений, которые содержатся в цитируемых исследованиях, невозможно установить, до какого момента Дали оставался на почве искусства, а когда вступал на путь эпатажа: всякого рода сенсационными выходками художник прославился не меньше, чем картинами. Но так или иначе, хоть танцу в этих спектаклях и была отведена подсобная роль, Мясина увлекала перспектива следовать за Дали в столь мало изведанные сферы, стать первооткрывателем новых форм» .
См. также
Примечания
- ↑ , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 352.
- ↑ .
- ↑ , Labyrinth, p. 253.
- , Суриц. «Вакханалия», «Лабиринт», с. 337.
- ↑ , p. 235.
- ↑ , Глава 13, с. 240.
- , p. 236.
- , p. 237: «„ballet at its nadir“. He added, „The current weakness of the Ballet Russe de Monte Carlo is not a sudden occurrence. The process of enervation commenced month, perhaps years ago, and a good share of the blame must be laid to its artistic director.“».
- . Discogs. Дата обращения: 12 июля 2019. 28 августа 2019 года.
- . Discogs. Дата обращения: 12 июля 2019. 25 августа 2019 года.
- ↑ .
- ↑ .
- Красовская В. М. , Суриц Е. Я. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1 .
- Суриц Е. Я. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1 .
- , Labyrinth, p. 253: «Symphony No. 7 in C major».
- , Labyrinth, p. 256: «„Great“ C-major Symphony; „Great“ Symphony No. 7».
- ↑ , с. 68.
- , Суриц. «Вакханалия», «Лабиринт», с. 341.
- , Суриц. «Вакханалия», «Лабиринт», с. 342.
- , Суриц. «Вакханалия», «Лабиринт», с. 343.
- , Суриц. «Вакханалия», «Лабиринт», с. 344.
Литература
- Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9 .
- Суриц Е. Я. / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
- Norton L. Léonid Massine and 20th Century Ballet / Leslie Norton. — McFarland & Company, 2004. — 380 p. — ISBN 0-7864-1752-8 .
Ссылки
- на International Music Score Library Project
- Красовская В. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- Кулаков В. А. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- Паппе В. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- 2020-04-08
- 1