Interested Article - Хайтнер, Николас

Сэр Николас Роберт Хайтнер ( англ. Nicholas Robert Hytner , 7 мая 1956 года , Манчестер, Великобритания) — британский театральный и кинорежиссёр , премий Лоренса Оливье и Тони . Бывший художественный руководитель Королевского национального театра Великобритании . Рыцарь-бакалавр (2010).

Семья. Ранние годы

Николас Хайтнер родился в преуспевающей семье в южном Манчестере в семье адвоката Бенета Хайтнера и театрального деятеля Джойс Хайтнер, которая входила в координационные советы таких институтов культуры, как театр Янг-Вик , театр Ройал-Корт , «Исторические королевские дворцы». У Николаса есть сестра и два брата, все младше него .

Начальное образование Хайтнер получил в Манчестерской частной школе, а высшее — в Тринити-колледже Кембриджа .

Во время учёбы в университете Хайтнер пробовал себя в качестве актёра, но вовремя понял, что у него не хватает к этому таланта. Тогда же он начал ставить первые спектакли, в числе которых был « Расцвет и падение города Махагони » Б.Брехта и К.Вайла .

Карьера

1982—1989 гг.

После окончания Кембриджа Хайтнер получил первую работу в качестве помощника режиссёра Колина Грэма, в то время работавшего с Английской национальной оперой . Одной из первых профессиональных работ Хайтнера стала постановка « Риенци ». Он также работал с театром Норткотт в Эксетере, Leeds Playhouse , где он ставил в том числе музыкальную адаптацию «Алисы в стране чудес» и «Правящий класс» П. Барнса . В 1985 году он был назначен заместителем директора Театра Королевской биржи в Манчестере и оставался на этом посту до 1989 года .

1989—2003 гг.

В 1989 году продюсер Камерон Макинтош выбирает Николаса Хайтнера в качестве режиссёра для мюзикла « Мисс Сайгон ». Его авторы Клод-Мишель Шёнберг и (англ.) планировали повторить успех своего предыдущего хита «Отверженные». Макинтош видел несколько постановок Хинтера и назвал его визуальное восприятие «потрясающим» .

Поставленная Хайтнером лондонская постановка « Мисс Сайгон » открылась 20 сентября 1989 года в Королевском театре Друри-Лейн и шла без перерыва десять лет. Она закрылась 30 октября 1999 года, выдержав 4274 представления . Хайтнер также стал режиссёром бродвейской версии мюзикла, которая окупила свой 10-миллионный бюджет за 39 недель . Постановка шла на сцене театра « Бродвей » с 11 апреля 1991 года по 28 января 2001 года (4092 спектакля) . Контракт режиссёра был заключен таким образом, что он получал процент с прибыли от постановок, что позволило ему больше не волноваться о финансовой стороне и браться за те проекты, которыми ему действительно хотелось заниматься .

В 1989 году Хайтнер поставил свой первый спектакль на сцене Королевского национального театра (пьеса «Гетто»). В 1990 году Ричард Эйр назначил его заместителем художественного руководителя Национального театра. Одной из первых постановок Хайтнера в этой должности стала « (англ.) » Алана Беннета . Когда было принято решение о перенесении пьесы на большой экран, Беннет настоял на Хайтнере в режиссёрском кресле. Название проекта, который стал дебютом молодого режиссёра в большом кино, сократили до « Безумие короля Георга » .

В 1992 году режиссёр поставил на сцене Королевского национального театра мюзикл Рождерса и Хаммерстайна « Карусель ». Хореографом постановки был знаменитый сэр Кеннет Макмиллан , не доживший до её премьеры всего несколько недель. Эта версия получилась темной, с акцентами на психологические взаимоотношения персонажей, в том числе на домашнее насилие. Спектакль шёл с декабря 1992 года по март 1993 года ограниченным показом, на который были раскуплены все билеты. Нью-йорская версия открылась в театре Вивьен Бомон в марте 1994 года. За «Карусель» Хайтнер получил премию Лоренса Оливье, Тони и Драма Деск за лучшую режиссуру мюзикла.

В 1994 году Эйр объявил о своей отставке в течение трехлетнего срока . Позже Хайтнер признавался, что у него была мысль о том, чтобы выставить свою кандидатуру, но на тот момент у него не было четкого видения и «большой идеи», которая, по его мнению, должна была существовать у нового руководителя Национального. Поэтому он не стал подавать прошение . Он продолжил свою работу в качестве заместителя художественного руководителя вплоть до 1997 года, когда Эйра сменил Тревор Нанн .

Хайтнер продолжал снимать фильмы: в 1996 году « Суровое испытание » по пьесе и сценарию Артура Миллера с Дэниелом Дэй-Льюисом , в 1998 году « Объект моего восхищения » с Полом Раддом и Дженифер Энистон , в 2000 году «Авансцена» с Амандой Шулл и Зои Салдана . После этого он провел 15 месяцев в США , разрабатывая киноверсию мюзикла « Чикаго » с Мадонной в главной роли. Однако проект был приостановлен, и впоследствии был реализован другим режиссёром и с другими актёрами .

2003—2015 гг.

В 2003 году Николас Хайтнер занял должность художественного руководителя Национального театра Великобритании . Помимо общего руководства Хайтнер продолжал ставить спектакли. В апреле 2003 года Хайтнер заступил на свой пост, а уже в мае вышел его « Генрих V », поставленный в современном обрамлении, что позволило создать дополнительный драматический эффект .

В мае 2004 года в Литтлтон-театре Национального Хайтнер поставил пьесу Алана Беннета « Любители истории » — рассказ об учениках вымышленной школы, которые готовятся к поступлению в Оксфорд и Кембридж . Постановка вызвала настолько большой интерес, что показ был продлен и в декабре 2004 года переместилась на большую сцену театра Оливье, где шла до апреля 2005 года. В ноябре 2005 года Национальный театр снова пустил «Любителей истории» в ограниченный прокат в Литтлтоне. В апреле 2006 года спектакль открылся в Бродхерст-театре на Бродвее . В 2005 году Хайтнер получил премию Лоренса Оливье в номинации « Лучший режиссёр », а сама постановка выиграла главную номинацию « Лучшая новая драма » . В 2006 году двойной успех был повторен на вручении премий Тони .

В 2006 году Хайтнер снял по пьесе одноименный фильм , в котором задействовал оригинальный состав своей постановки .

В 2009 году Хайтнер поставил новую пьесу Ричарда Бина «Англия люди очень хороший» ( англ. England People Very Nice) ). Сюжет пьесы строится вокруг 4 волн эмиграции в Великобританию — французских гугенотов , ирландцев, евреев и бангладешцев (подробнее: см. История Лондона ). Постановка получила большой отклик в прессе — в ней увидели расистские нотки, неуместную тематику и стереотипное представление о беженцах . Обозреватель Evening Standard отметил, что у него «никогда не было более неудобного и неприятного опыта посещения Национального», и недоумевал, как Хайтнер, «интеллигентный и тонко чувствующий, допустил появление этой пьесы в репертуаре» . Independent была не столь категорична: пьеса не расистская, просто она не учитывает социальной обстановки на текущий момент. Другие отнеслись к ней более благосклонно, сравнив сатирическое изображение проблемы с политическими карикатурами The Sun .

Несмотря на такой неоднозначный прием, Хайтнер продолжает работать с Бином. В 2011 году он ставит его пьесу « Один слуга, два господина », которая представляет собой адаптацию комедии дель арте Карло Гольдони « Слуга двух господ ». Перенеся действие из Италии в Брайтон , сделав главных героев гангстерами 1960-х годов и пригласив на главную роль комика Джеймса Кордена , Хайтнер создал спектакль, который The Guardian назвал «визуальным и словесным триумфом комедии и одной из самых смешных постановок в истории Национального» . Постановка имела огромный успех, после окончания показов в Литтлтон-театре переместилась в Вест-Энд (Адельфи). 15 сентября 2011 года спектакль транслировался в кинотеатрах в проекте « NTLive ». 18 апреля 2012 года состоялась премьера в театре Music Box на Бродвее . Хайтнер был номинирован на премию Лоренса Оливье и Тони как лучший режиссёр.

После успеха пьесы «Один слуга, два господина» Хайтнер ставит ещё одну пьесу Ричарда Бина. В этот раз основой сюжета стал скандал с незаконной прослушкой телефонов . В мае 2014 года было объявлено, что к репетициям приступили исполнители главных ролей Билли Пайпер и Оливер Крис , а также, что весь состав и постановочная группа подписали соглашение о неразглашении деталей пьесы . Премьера спектакля «Великобритания» ( англ. Great Britain , также игра слов от имени главной героини Пейдж Британ — англ. Paige Britain ) состоялась 30 июня 2014 года в Литтлтон-театре.

Последней постановкой Николаса Хайтнера на посту художественного руководителя Национального театра стала пьеса « Трудная задача » Тома Стоппарда . Хотя постановка получила смешанные отзывы, было отмечено, что последователям Хайтнера придется постараться, чтобы держать планку на должном уровне .

2015 г. — по наст. время

После ухода из Национального театра Николас Хайтнер основал собственную «Лондонскую театральную компанию» вместе с Ником Старром, который был исполнительным директором Национального во время руководства Хайтнера. Основной сценой «Лондонской театральной компании» был заявлен театр « (англ.) » ( англ. Bridge Theatre ) — новый театр, здание которого только строилось в то время в рамках проекта по благоустройству района вокруг Тауэрского моста . Приоритет в постановках, по словам режиссёра, будет отдаваться захватывающим пьесам новых авторов, которые готовы расширять свою деятельность за пределы студийных театров .

19 апреля 2017 года Хайтнер и Старр объявили репертуар на премьерный сезон театра «Мост». Открылся театр 26 октября 2017 года новой комедией «Молодой Маркс» в постановке Хайтнера с Рори Киннером в заглавные роли и Оливером Крисом в роли Энгельса , а с января 2018 года на этой новой сцене шла променадная (иммерсивная) постановка пьесы У.Шекспира « Юлий Цезарь » (в главные роли: Бен Уишоу , Дэвид Моррисси ) . В этом спектакле режиссёр, помимо актёров, активно задействовал публику в зале. Зрители находятся практически на одном уровне с актёрами, могут перемещаться по залу, кричать и апплодировать во время действия, изображая таким образом римскую толпу. Обе постановки получили положительные отзывы критиков ведущих британских театральных изданий и были показаны в кинотеатрах в рамках проекта NTLive .

В мае 2019 года Хайтнер и Старр объявили, что для «Лондонской театральной компании» будет построено ещё одно здание на 600 мест недалеко от вокзала Кинг Кросс . Открытие нового театра планируется в 2021 году.

Художественный руководитель Королевского национального театра

Когда Тревор Нанн объявил, что он покидает главный пост Национального театра , Хайтнер «почувствовал, что на этот раз у него есть уверенность насчет того, куда Национальный театр должен двигаться при новом руководителе». После обсуждения своих идей насчет будущего Национального с председателем совета театра Кристофером Хоггом и Томом Стоппардом , которые включали в себя привлечение новых зрителей и снижение цен на некоторые спектакли, Хайтнер выдвинул свою кандидатуру. Она была утверждена в сентябре 2001 года . Хайтнер принял от Нанна руководство в апреле 2003 года .

Как руководитель Национального театра Хайтнер не только ставил пьесы в качестве режиссёра (с 2003 года все его постановки выходили исключительного на этих сценах), но и принимал решения относительно репертуара театра в целом. В одном из интервью Хайтнер поделился: «Что я делаю — я собираю команду, которая будет ставить спектакль и отхожу в сторону, чтобы на более поздней стадии вернуться и посмотреть, как идут дела» . Его функции включали в себя не только художественную, но и административную деятельность. «Я не ограничиваюсь только выбором репертуара. Мне кажется, что грамотное распределение ресурсов, непосредственный расход денег — это тоже художественное решение. Я думаю, что к художественным вопросам также относятся и то, что происходит в наших фойе, что происходит снаружи, как здание выглядит вечером, то внимание, что мы уделяем образовательной работе и нашему Интернет-сайту. Все эти вопросы произрастают из художественного руководства» .

Под руководством Хайтнера Национальный театр ввел практику показа премьер по воскресениям, инициировал проект прямых трансляций спектаклей в кинотеатрах « Национальный театр в прямом эфире » , а также ввел в действие «сезонную» программу, которая позволяет купить определённые категории билетов по максимально низким ценам. Программа, которую спонсирует Travelex Group , действует в течение определённых периодов времени и предлагает ограниченное количество билетов на любые места по 15 фунтов. «Сезонная» программа снижения цен позволила добиться высочайшей загруженности театра Оливье в летние месяцы (от 90 до 100 % занятых мест по сравнению со средней цифрой в 65 % до введения программы) без потери денежных средств . Низкие цены также привлекли молодежь и студентов . Согласно данным статистики одна треть зрителей, пришедших в 2003 году на современную постановку « Генриха V » Хайтнера, до этого никогда не бывали в театре .

Одно из последних нововведений Хайтнера — NT Future ( рус. Будущее Национального театра ). Это проект по расширению деятельности театра стоимостью 70 млн фунтов, который реализовывался с 2011 по 2014 года. Целями проекта являются более широкое использование здания театра, вложения в благоустройство прилегающей к нему территории Саут-Банка , применение помещений театра для образовательных и интерактивных программ, а также использование самых современных технологий для удовлетворения меняющихся потребностей как актёров, так и зрителей. « NT Future нацелен на то, чтобы открыть Национальный театр ещё большему количеству человек, приходят ли они на курсы в наш обучающий центр, следят за работой наших художников за кулисами или просто пришли посидеть в наше новое кафе» .

Уже в 2010 году Хайтнер говорил, что не собирается оставаться в Национальном вечно. «Важно, чтобы кто-то ещё пришел и снова встряхнул здесь все». В апреле 2013 года он объявил, что уйдет в отставку в марте 2015 года . Хайтнера сменил на посту художественного руководителя один из его заместителей Руфус Норрис .

Награды

Хайтнер был посвящён в рыцари в 2010 году за заслуги в области театра .

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Nicholas Hytner // (англ.) — 2000.
  3. Andrew Dickson, от 30 июня 2017 на Wayback Machine , The Guardian , 16 October 2010. Retrieved 28 October 2012.
  4. Fiachra Gibbons. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (26 сентября 2003). Дата обращения: 17 апреля 2017. 12 марта 2017 года.
  5. Paul Harris, от 26 августа 2014 на Wayback Machine , Jewish Telegraph . Retrieved 28 October 2012.
  6. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine , BFI . Retrieved 3 November 2012.
  7. David Benedict, от 18 марта 2018 на Wayback Machine , The Guardian , 7 May 2001. Retrieved 29 October 2012.
  8. Robin Thornber, от 9 марта 2018 на Wayback Machine , The Guardian , 24 March 1984. Retrieved 3 November 2012.
  9. Hilary de Vries, , The New York Times , 17 September 1989. Retrieved 3 November 2012.
  10. от 4 мая 2020 на Wayback Machine , www.theatrecrafts.com
  11. от 5 сентября 2015 на Wayback Machine , IBDB: The official source for Broadway Information . Retrieved 3 November 2012.
  12. David Gritten, от 6 марта 2016 на Wayback Machine , Los Angeles Times , 8 January 1995. Retrieved 4 November 2012.
  13. Lundskaer-Nielsen, Miranda. . — Springer, 2008. — С. 121—122. — 231 с. — ISBN 9780230611245 .
  14. 26 августа 2014 года. , National Theatre , May 2010. Retrieved 4 November 2012.
  15. Vanessa Thorpe, от 8 ноября 2017 на Wayback Machine , The Observer , 30 March 2003. Retrieved 4 November 2012.
  16. Philip Fisher. (англ.) . britishtheatreguide.info . Дата обращения: 21 апреля 2017. 23 сентября 2015 года.
  17. (англ.) . Дата обращения: 21 апреля 2017. 2 мая 2015 года.
  18. Judd Hollander. (англ.) . thestage.co.uk (12 июня 2006). Дата обращения: 21 апреля 2017.
  19. Николас Хайтнер. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (16 сентября 2006). Дата обращения: 21 апреля 2017. 11 октября 2015 года.
  20. Nicholas de Jongh. (англ.) . standard.co.uk . (12 февраля 2009). Дата обращения: 21 апреля 2017. 9 октября 2015 года.
  21. Yasmin Alibhai-Brown. (англ.) . independent.co.uk . Independent (5 марта 2009). Дата обращения: 21 апреля 2017. 2 марта 2016 года.
  22. Mark Espiner. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (13 февраля 2009). Дата обращения: 21 апреля 2017. 25 марта 2016 года.
  23. Billington, Michael. от 14 июня 2018 на Wayback Machine The Guardian , 24 May 2011
  24. . The Daily Telegraph . London. 2011-11-16. из оригинала 19 марта 2018 . Дата обращения: 23 апреля 2017 .
  25. . theguardian.com . The Guardian (18 июля 2013). Дата обращения: 15 сентября 2014. 10 марта 2017 года.
  26. whatsonstage.com . Whats On Stage (9 мая 2014). Дата обращения: 17 сентября 2014. 8 сентября 2017 года.
  27. . dailymail.co.uk . London: Daily Mail . 2014-06-25. из оригинала 5 июня 2016 . Дата обращения: 17 сентября 2014 .
  28. Susannah Clapp. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (1 февраля 2015). Дата обращения: 21 апреля 2017. 28 декабря 2016 года.
  29. Hannah Ellis-Petersen. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (21 августа 2015). Дата обращения: 21 апреля 2017. 19 апреля 2017 года.
  30. Mark Brown. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (19 апреля 2017). Дата обращения: 2 сентября 2017. 4 августа 2019 года.
  31. Bunny Christie. (англ.) . whatsonstage.com (25 января 2018). Дата обращения: 25 марта 2018. 9 апреля 2018 года.
  32. Daisy Bowie-Sell. (англ.) . whatsonstage.com (27 октября 2017). Дата обращения: 25 марта 2018. 26 марта 2018 года.
  33. Ben Hewis. (англ.) . whatsonstage.com (31 января 2018). Дата обращения: 25 марта 2018. 26 марта 2018 года.
  34. от 20 сентября 2021 на Wayback Machine , BBC News , 25 September 2001. Retrieved 3 November 2012.
  35. 24 декабря 2012 года. , National Theatre . Retrieved 3 November 2012.
  36. 14 октября 2012 года. , National Theatre . Retrieved 5 November 2012.
  37. . Дата обращения: 23 апреля 2017. 27 мая 2018 года.
  38. Nick Curtis. (англ.) . standard.co.uk . Evening Standard (7 октября 2014). Дата обращения: 21 апреля 2017. 3 октября 2015 года.
  39. . National Theatre. Дата обращения: 11 апреля 2013. 10 апреля 2013 года.
  40. Higgins, Charlotte (2013-04-10). . The Guardian . из оригинала 20 марта 2021 . Дата обращения: 9 августа 2014 .
  41. (англ.) // London Gazette : газета. — L. . — No. 59282 . — P. 1 . — ISSN .

Ссылки

Источник —

Same as Хайтнер, Николас