Барбу Димитрий Штирбей
- 1 year ago
- 0
- 0
Димитрий (в миру Влади́мир Васи́льевич Яре́ма ; 9 декабря 1915 , село , Цислейтания , Австро-Венгрия (ныне юго-восточная Польша) — 25 февраля 2000 , Львов ) — предстоятель канонически непризнанной Украинской автокефальной православной церкви с титулом «Патриарх Киевский и всея Украины».
Родился 9 декабря 1915 года в селе Глидно Березовского повята на Сянщине (сейчас Кросненский повят , Подкарпатское воеводство , Польша ). С детства прислуживал в греко-католическом храме и пел в церковном хоре .
В 1931—1938 годы жил во Львове. Получал художественное образование у живописца во Львове . Также изучал теорию музыки, сольфеджио , дирижирование, управлял церковными хорами .
У 1938—1939 году находился на военной службе в польской армии. В начале Второй мировой войны принимал участие в польско-немецких боях, попал в немецкий плен .
После освобождения из плена вступил в Организацию Украинских Националистов .
В 1942—1944 годы обучался во под руководством . Финансировал обучение Владимира Яремы в художественной школе греко-католический митрополит Львовский Андрей (Шептицкий) .
В 1944 году получил благословение митрополита Андрея Шептицкого на поступление в униатскую духовную семинарию, однако осуществлению этого намерения воспрепятствовала его мобилизация в Красную армию .
С апреля 1945 года — на военной службе в Советской армии. Демобилизовавшись, некоторое время работал во Львовском Национальном музее .
После Львовского собора 1946 года переходит в православие. Изъявил желание принять священный сан в Русской Православной Церкви .
10 августа 1947 года архиепископом Львовским Макарием (Оксиюком) был рукоположён в сан священника.
В 1947—1958 годах служил в сельских приходах Галичины : с 1947 по 1950 год в селе Подгорцы , с 1950 по 1953 год в селе Щирец , с 1953 по 1958 год в Каменке-Бугской .
В 1958 году был переведен во Львов, где служил в Андреевской (1958—1960), Пятницкой (1960—1965), Преображенской (1965—1969) церквях.
Заочно обучался в Ленинградской духовной академии , но был отчислен за националистические убеждения.
С 1969 года — настоятель церкви Петра и Павла во Львове.
16—18 мая 1981 года был участником прошедшего во Львове празднование 35-летия воссоединения Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью. В своём слове он обратился к истории Львовского Собора 1946 года и, объясняя воскресное Евангельское чтение ( Неделя о расслабленном ), сравнил положение верующих во время унии с несчастным расслабленным больным, который долгое время лежал у Силоамской купели и которого исцелил Христос. «Нас тоже оздоровил Всемилостивый Господь, — сказал проповедник,— и мы с благодарностью должны быть с Ним, ибо Он — Глава Церкви Своей» .
11 февраля 1989 года написал письмо митрополиту Филарету (Денисенко) с требованием «позаботиться о реабилитации автокефальной церкви и греко-католиков». Не получив ответа, написал 27 февраля написал второе письмо и также не получил ответа. Тогда отправил письмо с уведомлением о вручении. Вскоре после этого Филарет заявил: «Никаких автокефалов и греко-католиков у нас нет, и нечего о них говорить» .
За прораскольнические высказывания был привлечён к духовному суду своим правящим архиереем Никодимом (Руснаком) .
Не дожидаясь осуждения, 19 августа 1989 года вместе с Иоанном Пашулей провозгласил выход Петропавловского прихода города Львова из-под юрисдикции Московского патриархата . Это был первый случай уклонения в автокефалистский раскол украинского православного прихода, что послужило примером для многих других приходских общин .
Как вспоминал позднее, «Постепенно нас собралось около 800 парафий , и мы начали искать епископа. Обратились и в США , и в Царьград. Из США нам пришел ответ: Мстислав берет нас под свою опеку» .
Был активным участником проведения собора 6 июня 1990 года, на котором принят устав УАПЦ и избран её патриарха — Мстислава .
25—26 июня 1992 года был участником самочинного собора в Киеве, созванного Филаретом (Денисенко) при активной поддержке властей, который провозгласил объединение части клира и мирян, вышедших из канонической УПЦ, и УАПЦ. Позднее вспоминал об этом: «В принципе, это был даже не собор, а я вообще не знаю, как это можно назвать. Мне позвонили и попросили приехать в Киев. О том, что готовится собор, никто не сказал ни слова. Об уровне организации можно судить хотя бы по тому, что Львовскую епархию представлял я один, Тернопольскую — двое, а из Ивано-Франковска вообще никого не было! <…> Ведь фактически на том соборе всем заправляли Червоний , Скорик и иже с ними. А как себя вели! Скорик кричала на меня: „Сядь, замолчи!“» .
Будучи изначально негативно настроен по отношению к Филарету (Денисенко), группировал вокруг себя оппозиционных Филарету лиц. Около 500 львовских приходов (30 % от общего числа Киевского Патриархата) примкнули к Петру (Петрусю) и Владимиру Яреме, признавая одного лишь Мстислава (Скрыпника) как «патриарха», но не Филарета в качестве его «заместителя» и настаивая на старом самоназвании церкви «УАПЦ». Фактически уже весной 1993 года на Украине оформились две альтернативные православные конфессии. Причем обе формально возглавлял патриарх Мстислав (Скрипник), и в обеих в реальности всеми делами заправляли совершенно другие лица .
Окончательное размежевание УАПЦ и УПЦ КП произошло после смерти Мстислава (Скрипника), которая последовала в Канаде 11 июня 1993 года .
24 августа 1993 года по решению епископата принял монашеский постриг с именем Димитрий . Одновременно постриг приняла и его супруга Юлия .
5 сентября 1993 года в Свято-Борисоглебском храме Киева рукоположен во епископа Переяславского и Сичеславского. Его хиротонию совершили: архиепископ Львовский , епископ Белоцерковский и Уманский , епископ Луцкий и Волынский , епископ Харьковский и Полтавский .
7 сентября 1993 года Второй поместный собор избрал его патриархом Киевским и всей Украины (УАПЦ). 14 октября 1993 года в церкви Спаса на Берестове состоялась патриаршая интронизация .
Будучи главой УАПЦ, посетил все её епархии на Украине, а также США и Польшу. Охотно проповедовал в разных общественных средах. Проявлял постоянную заботу о межцерковных отношениях и создании единой Поместной Церкви на Украине. Постоянно заботился о развитии церковного искусства на основах национальной традиции, о воцерковления украинской молодёжи и интеллигенции.
Автор книги «Удивительный мир икон» (1994), статей на богословскую тематику и по истории иконописи. Лауреат премии имени Свенцицких за научную работу в отрасли искусствоведения. Печатные труды связаны с проблемами общественного служения Церкви (послания к христианам Украины «На пороге 2000 года», цикл посланий «Разговоры о страшном настоящем», статьи в газетах «Наша вера», «Успенская башня»), историей иконописи на Украине. Подготовил и подал в печать двухтомную монографию по истории иконописи.
1 декабря 1999 года составил своё завещание, в котором предостерегал УАПЦ от выбора новых патриархов и настоятельно рекомендовал включить УАПЦ в состав « Украинской Православной Церкви в США », пребывающей в составе Константинопольского Патриархата и продолжить труд над созданием единой Поместной Украинской Православной Церкви в каноническом единстве с Константинопольским Патриархом.
Скончался 25 февраля 2000 года, похоронен рядом со стенами родной Петропавловской церкви во Львове, где он прослужил более четверти века.
Решением исполнительного комитета Львовского городского совета от 29 сентября 2022 года улицу Чехова во Львове переименовано на ул. Патриарха Димитрия Яремы .