Самъютта-никая
- 1 year ago
- 0
- 0
Стхавира никая ( санскр. स्थविर , IAST : Sthavira nikāya — «секта старейшин»; кит. 上座部 ) была одной из ранних буддийских школ. Она отделились от махасангхиков во время Второго буддийского собора .
Стхавира никая была одной из ранних буддийских школ . Она отделились от махасангхиков во время Второго буддийского собора .
Mahāsāṃghika āriputraparipcchā , текст, написанный для обоснования отхода этой школы от дисциплинарного кодекса старших монахов, утверждает, что совет был созван в Паталипутре по вопросам винаи и раскол явился результатом отказа большинства ( санскр. Mahāsaṃgha ) принять дополнение к правилам винаи , предложенное меньшинством ( санскр. Sthaviras ) . Таким образом, махасангхики видели в стхавирах отколовшуюся группу, которая пыталась изменить первоначальный дисциплинарный кодекс — винаю .
Учёные в целом согласились с тем, что предмет спора действительно касался винаи. Рассказ о махасангхиках подкрепляется самими дисциплинарными текстами, поскольку виная стхавиров на самом деле содержит больше правил, чем виная махасангхиков . Таким образом, современные учёные в целом согласны с тем, что виная Махасангхики — самая старшая .
Тибетский историк Будон Ринчендуб (1290—1364) писал, что махасангхики использовали пракрит , сарвастивадины — санскрит, стхавиры — пайшачи , а последователи Ватсипутрии — апабхраншу .
Позже Cтхавира никая разделилась и образовала несколько школ, таких как:
Ветвь Вибхаджьявада в свою очередь дала начало ряду школ :
Школа Тхеравады в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии отождествляла себя исключительно со стхавирами, поскольку палийское слово тхера эквивалентно санскритскому стхавира . Поэтому ранние западные историки предполагали, что эти школы идентичны. Тем не менее, это не так и уже ко времени Ашоки секта Стхавира разделилась на школы Саммития Пудгалавада , Сарвастивада и Вибхаджьявада .
Считается, что школа Вибхаджьявада также дала начало другим школам, такие как школа Махишасака и предшественница школы Тхеравады . Согласно Дэмиену Кеону, нет никаких исторических свидетельств того, что школа Тхеравады возникла примерно через два столетия после Великого раскола, произошедшего на Третьем соборе .
Начиная с хроники Дипавамса , датируемой IV веком , тхеравадины Махавихары в Шри-Ланке пытались идентифицировать себя со стхавирами . Дипавамса поясняет, что название «Тхеравада» относится к учениям «старейшин», не делая никаких ссылок на Второй собор. Точно так же название «Махасангхика» относится к тем, кто следует изначальной винае до раскола сангхи . В хронике ДипавамсеТхеравада названа «великим баньяном », тогда как другие ранние буддийские школы сравниваются с шипами ( kaṇṭaka ) :
Эти 17 сект раскольнические,
только одна не раскольническая.
С не раскольнической сектой,
всего их восемнадцать.
Как большое баньяновое дерево,
Тхеравада — высшее,
Провидение Победителя,
полная, без недостатка или избытка.
полная, без недостатка или избытка.
Другие секты возникли
как шипы на дереве. Дипавамса, 4.90–91
Согласно Махавамсе , источнику Тхеравады, после завершения Второго собора сторонники младших монахов провели собственное собрание, на котором присутствовало десять тысяч человек, назвав его Махасангити (Великое собрание), в результате которого возникла школа, получившая название Mahāsāṃghika. Однако такие популярные объяснения Sthavira и Mahāsāṃghika обычно считаются народными этимологиями .
объясняет отношения между Стхавирой и Тхеравадой следующим образом: «Термин санскр. sthavira (что означает «старейшина») является санскритским вариантом термина, более известного сегодня в палийской версии пали thera , как в Theravāda, «Учение старейшин». Первоначальная же Стхавира ни в коей мере не идентична современной школе под названием Тхеравада. Скорее, стхавиры были предками группы родственных школ, одной из которых является Тхеравада» .