Interested Article - Три яда

Три яда представлены в центре колеса жизни в виде свиньи, птицы и змеи.
Буддизм
Практика
Дхамма

Три яда ( санскр. triviṣa ; тиб. dug gsum ) или три неблагих корня ( санскр. akuśala-mūla , пали akusala-mūla ) — в буддизме относятся к трём коренным клешам : моха (неведение, спутанное сознание), рага (жадность, чувственная привязанность) и двеша (отвращение, ненависть) . Эти три яда считаются тремя помехами или дефектами, свойственными существам с рождения, корнем танхи (жажды) и, таким образом, частично причиной дуккхи (страдания, боли, неудовлетворенности) и перерождений .

Три яда символически изображают в центре буддийской Бхавачакры , где петух, змея и свинья символизируют жадность, злобу и заблуждение соответственно .

Краткое описание

В буддийских учениях три яда (невежество, привязанность и отвращение) являются первопричинами, удерживающими живые существа в ловушке сансары . Эти три яда считаются корнем всех других клеш . Три яда представлены в ступице колеса жизни в виде свиньи, птицы и змеи (символизирующих невежество, жажду и отвращение соответственно). Как показано в колесе жизни , три яда приводят к созданию кармы , которая ведет к перерождению в шести мирах сансары .

Противоположные благотворные качества

Тремя благотворными психическими факторами, противоположным трём ядам, являются :

  • амоха (отсутствие заблуждений) или праджня (мудрость)
  • алобха (непривязанность) или дана (щедрость)
  • адвеша (отсутствие ненависти) или метта (любящая доброта)

Буддийский путь считает их развитие необходимым для освобождения .

Термины и переводы

Три клеши невежества, привязанности и отвращения называются тремя ядами ( санскр. triviṣa ; тиб. dug gsum ) в традиции Махаяны и тремя нездоровыми корнями ( санскр. akuśala-mūla , пали akusala-mūla ) в традиции Тхеравады .

Для обозначения каждого из трёх ядов на санскрите, пали и тибетском используют следующие термины:

Яд Санскрит пали Тибетский Альтернативные переводы Санскр./ Пали/ Тиб. Синоним
Заблуждение moha moha gti mug путаница, замешательство санскр. avidyā

пали avijjā

тиб. ma rigpa

Привязанность rāga lobha 'dod chags желание, чувственность, жадность н/д
Отвращение dveṣa dosa zhe sdang гнев, ненависть, враждебность н/д

В традиции Махаяны моха определяется как подкатегория авидьи . В то время как авидья рассматривается как фундаментальное невежество, моха считается заблуждением и неправильными убеждениями. В традиции Тхеравады моха и авидья — равнозначные термины, но они используются в разных контекстах; моха обозначает умственные факторы, а авидья двенадцати нидан взаимозависимого возникновения .

См. также

Примечания

  1. Buswell, Robert E. Jr.; Lopez, Donald S. Jr. Dictionary of Buddhism (англ.) . — Princeton NJ: Princeton University Press, 2013. — P. 546, 59, 68. — ISBN 978-0-691-15786-3 .
  2. Keown, Damien. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2004. — P. 8, 47, 89, 106, 143. — ISBN 978-0-19-157917-2 .
  3. Webster, David. (англ.) . — London: RoutledgeCurzon, 2005. — P. 100—105, 177, 236. — xv, 267 p. — ISBN 0-203-01057-4 .
  4. Loy, David. (англ.) . — Boston: Wisdom, 2003. — P. 28. — x, 228 p. — ISBN 0-86171-366-4 .
  5. Guido Freddi. (англ.) // Faculty of Medicine and Psychology. — 2019. — doi : .
  6. Goleman, Daniel. . — Bantam trade paperback edition. — New York, 2003. — С. 106, 111. — xxiii, 424 с. — ISBN 0-553-38105-9 .
  7. Bstan-ʼdzin-rgya-mtsho, Dalai Lama XIV. (англ.) . — Boston, MA: Wisdom Publications, 2000. — P. 4, 42. — viii, 148 p. — ISBN 0-86171-173-4 .
  8. Gethin, Rupert. (англ.) . — Oxford, 1998. — xi, 333 p. — ISBN 978-0-19-158789-4 . — ISBN 0-19-158789-3 . 13 июля 2021 года.
  9. Steven M. Emmanuel. (англ.) . — First edition. — Chichester, West Sussex, 2015. — P. 435—436. — xx, 736 p. — ISBN 978-0-470-65877-2 .
  10. Keown, Damien. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2004. — ISBN 978-0-19-157917-2 .
  11. Ranjung Yeshe. (англ.) . rywiki.tsadra.org . Дата обращения: 6 ноября 2020. 19 января 2021 года.

Литература

Источник —

Same as Три яда