Обычно упасаки стараются постоянно соблюдать общие для всех последователей всех школ буддизма пять священных заповедей (обетов, принципов):
не убивать ни одного чувствующего существа;
не брать того, что не дано;
не совершать недолжных действий сексуального характера;
не говорить неправду;
не употреблять одурманивающие вещества.
Последователи школы
Тхеравада
в дни
Упосатхи
стараются соблюдать не пять, а
восемь заповедей
. Эта же практика была
и остаётся
широко распространённой в китайских школах буддизма.
Восемь заповедей соблюдаются мирскими буддистами в «дни соблюдения» и во время религиозных праздников
. Они включают в себя вышеупомянутые пять заповедей, и дополняются другими обетами — например, отказа от использования косметики
, возможно, берущими начало в добуддийских
шраманских
практик
. Поскольку соблюдение восьми заповедей чаще всего практикуется в дни упосатхи, эти заповеди часто называют «обетами упосатхи»
или «однодневными заповедями»
. Эти дни посвящаются
медитации
и часто проводятся в храмах или монастырях
. В отдельные исторические периоды в некоторых регионах — например, в VII—X веках в Китае — восемь заповедей соблюдались более широко
. В Новое время было несколько общественных движений по возрождению буддизма, и некоторые буддийские политики демонстративно соблюдали восемь заповедей в течение длительного времени
.
Становление
Как утверждает
Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро
(Кхьенце Дзонгсар), учившийся в четырёх школах
тибетского буддизма
, буддистом можно считать каждого человека, который считает верными следующие четыре утверждения, называемые «четырьмя печатями»
:
Всё составное непостоянно.
Все эмоции — страдание.
Все вещи не имеют независимого бытия.
Нирвана — вне представлений.
А тот, кто не согласен хотя бы с одним из них, буддистом не является
. И это не связано с проведением каких-либо обрядов или церемоний. Сторонники буддизма Тхеравады из «Буддавихары» в Санкт-Петербурге отвечают, что в буддизме не существует никаких аналогов христианского
крещения
или
конфирмации
, никакого публичного обряда «посвящения в буддисты» (равно как и церемонии отречения от учений Будды), однако некоторые последователи буддизма считают нужным как-то подтверждать свою верность
пяти заповедям
и «
Трём Драгоценностям
»
. В связи с этим, в разных буддийских школах и традициях могут практиковаться различные обряды и церемонии.
Тхеравада
В традиционных тхеравадинских сообществах, небуддист становится мирским буддистом, произнеся слова древнего обета принятия «прибежища в Трёх Драгоценностях» и следования пяти священным заповедям в присутствии ведущего церемонию монаха
либо в одиночестве, стоя перед
или перед изображением Будды
.
Махаяна и Ваджраяна
В китайском
Чань-буддизме
и японском
Дзэн-буддизме
существует сходная церемония принятия прибежища в Трёх Драгоценностях и получения пяти предписаний (заповедей) (
кит.
受戒
,
пиньинь
shòujiè
;
яп.
受戒
), в ходе которой происходит посвящение мирян.
В китайской традиции это действо основано на четырнадцатой главе Сутры Обетов Упасаки (
кит.
優婆塞戒經受戒品第十四
)
. Ученик, надеющийся получить предписания, первым делом выражает уважение важнейшим в жизни людям, кланяясь на шесть сторон: на восток — родителям, на юг — учителю, на запад — супругу или супруге, на север — друзьям, вверх — религиозному наставнику, вниз — своим работникам или подчинённым (традиционно слугам). Это называется «почитание шести сторон», означающее исполнение взаимных обязанностей и осознание взаимной ответственности в отношениях с каждой из них
.
Церемониальная одежда
В Индии упасаки традиционно носили белые одеяния, символизирующие уровень отказа от излишеств, средний между мирянами и монахами. «Облачённые в белое мирские люди» (
пали
avadāta-vassana
) упоминаются и в ряде традиционных текстов
. Ношение белых одежд мирянами принято и в современных тхеравадинских храмах, особенно новообращёнными буддистами или соблюдающими восемь заповедей в дни упосатхи
.
Известные упасаки
В
раннебуддийской
«
Самъютта-никае
» (17:23) Будда говорит, что преданный мирской последователь желать уподобиться
и
так же, как преданный монах —
Шарипутре
и
Маудгальяяне
. Первые два считаются образцом праведного поведения в миру, вторые — в мужской монашеской сангхе. В «Читта-Самъютте» есть десять инструктивных обсуждений; в трёх из них Читта задаёт вопросы монахам, в других трёх — монахи задают вопросы ему, а оставшиеся четыре посвящены событиям из жизни Читты
.
Пояснения
Подобным образом в параканоническом тексте «
Вопросы Милинды
» (Miln. VI, 4) царь Милинда ссылается на «мирянина - одетого в белое, наслаждающегося чувственными удовольствиями, живущего как хозяин в доме с женой, полном детей…» (
англ.
a layman — clad in white, enjoying sense pleasures, dwelling as master in a house crowded with wife and children...
)
.
Насчёт ношения белых одежд в дни упосатхи см., напр., раздел 3 «Poya Days» книги А. Г. С. Кариявасама «Buddhist Ceremonies and Rituals of Sri Lanka»
.
Бхиккху Кхантипало.
(неопр.)
. dhamma.ru. Дата обращения: 22 июня 2019.
25 июня 2017 года.
.
, p. 192.
, chapter 3, Poya Days.
↑
, Baguan zhai.
, p. 88.
.
, p. 65.
, Uposatha.
, Upavāsa.
, p. 87.
.
, p. 13.
, pp. 378—379.
, pp. 319—320.
, p. 157.
↑
.
.
, Initiation.
.
.
.
.
, p. 63.
.
.
.
, p. 25.
, p. 112.
, Poya Days.
, p. 3.
Литература
на русском языке
Дзонгсар, Кхьенце
.
Отчего вы не буддист = What Makes You Not a Buddhist
(рус.)
/ перевод с английского Ф. Маликовой. — Boston, Massachusetts, USA: Shambhala Publications, Inc., 2007. —
ISBN 9781569570265
.
Fuengfusakul, Apinya.
Empire of Crystal and Utopian Commune: Two Types of Contemporary Theravada Reform in Thailand
(англ.)
//
. — 1993. — 1 January (
vol. 8
,
iss. 1
). —
P. 153–183
. —
doi
:
.
Keyes, C. F.
(англ.)
//
. — 1989. —
Vol. 10
,
iss. 2
. —
P. 121–142
. —
doi
:
.
23 мая 2021 года.
Khantipalo, Phra.
(англ.)
.
sinc.sunysb.edu
. Stony Brook University. Дата обращения: 20 июня 2021. Архивировано из
29 апреля 2002 года.
Mendis, N. K. G.
The Questions of King Milinda: An Abridgement of the Milindapañha
(англ.)
. — Kandy: Buddhist Publication Society, 2001. —
ISBN 955-24-0067-8
.
Nattier, Jan.
A Few Good Men: The Bodhisattva Path according to The Inquiry of Ugra (
IAST
:
Ugraparpṛcchā
)
(англ.)
. — Honolulu: University of Hawai'i Press, 2003. —
ISBN 0-8248-2607-8
.
(англ.)
.
bbc.co.uk
.
BBC
(2 октября 2002). Дата обращения: 18 июня 2021.
30 ноября 2018 года.
Shih, Heng-ching.
(англ.)
. — Berkeley: Numata Center for Buddhist Translation and Research, 1994. —
ISBN 0962561851
.