6-й Загородный проезд
- 1 year ago
- 0
- 0
Махавибхаша ( IAST : Mahāvibhāṣa , Абхидхарма Махавибхаша Шастра , санскр. — «Великий комментарий») — один из старейших буддийских текстов, свод знаний по абхидхарме , принадлежащий школе сарвастивада . Составлен около 150 года н. э. в Кашмире , составление этого текста мотивировал Четвёртый буддийский собор (речь идёт о Соборе в Кашмире). В дальнейшем критическая переработка « Махавибхаши» привела к появлению знаменитого трактата « Абхидхармакоша» автора Васубандху (V век н. э.) .
Махавибхаша сохранилась только в китайском переводе.
Понятие « Вибхаша» означает собрание текстов, исследования или разъяснения, происходит от санскритского vi + √bhaṣ — «говорить», «объяснять». Это название говорит, что изначально существовало множество отдельных текстов, которые комментировали в первую очередь «Джнянапрастхану», а также другие абхидхармистские сочинения.
Источники Махавибхаши находятся в сложной зависимости друг от друга. В японском собрании Тайсё выделяется три тома: IAST : Abhidharma Mahāvibhāṣā Śāstra (T1545), IAST : Abhidharma Vibhāṣā Śāstra (T1546) и IAST : Vibhāṣā Śāstra (T1547).
Основным источником является IAST : Abhidharma Mahāvibhāṣa Śāstra . Авторство приписывается пятистам архатам , которые собрались через 600 лет после Махапаринирваны Будды . Составителем данного текста считается Катьяянипутра (Katyāyāniputra). Датировка и авторство определяется на основании китайского перевода Сюаньцзана и исторических соображений .
В собрании Тайсё тексту посвящён отдельный том T27, No. 1545, 阿毘達磨大毘婆沙論, 五百大阿羅漢等造, 三藏法師玄奘奉 詔譯 большого объёма, который занимает примерно треть всей литературы по абхидхарме. Старый перевод IAST : Vibhāṣa Śāstra (Буддхаварман и Даотай) содержится как T28, No. 1546, 阿毘達磨毘婆沙論, 迦旃延子造, 五百羅漢釋, 北涼天竺沙門浮陀跋摩共道泰等譯.
Данный текст содержит большой объём разнородного материала. Обсуждаются многочисленные вопросы, причём не только с позиций сарвастивады, но и с позиций других школ — вибхаджьявада , пудгалавада , махасангхика и небуддийские самкхья , вайшешика .
Мнения разных школ оттеняют и подчёркивают позицию сарвастивады. Нередко в дискуссиях итоги не подводятся, а оставляется разнообразие мнений.
Школа сарвастивада в Кашмирском царстве опиралась на «Махавибхашу» как на основное сочинение, поэтому кашмирских философов называли также « вайбхашиками ». Предположительно, оригинальные тексты кашмирских вайбхашиков не сохранились и лишь частично представлены в сочинениях сторонников сарвастивады в Гандхаре и других странах . Во времена Васубандху Махавибхаша считалась сводом всех основных учений.
Много материала из Махавибхаши связано с доктринами махаяны . Уже в «Махавибхаше» используется разделение учения на Три колесницы — Шравакаяна, Пратьекабуддаяна и Боддхисатваяна. Там же обсуждается соотношение между Хинаяной и Махаяной в выражениях, принятых позднее в махаянистской традиции. Учения Махаяны описываются в «Махавибхаше» также под названием Вайпулья .