Interested Article - Айвазов, Асан Сабри
- 2020-12-31
- 1
Аса́н Сабри́ Айва́зов ( крымскотат. Asan Sabri Ayvazov , 6 [18] мая 1878 , Алупка , Таврическая губерния — 17 апреля 1938 , Симферополь ) — крымскотатарский политический и общественный деятель, писатель, литературный критик , публицист, педагог.
Как писатель, сформировался под влиянием идей Исмаила Гаспринского и революционных событий 1905—1907 гг.
Жертва репрессий периода «большого террора» .
Биография
Родился 6 мая 1878 года в Алупке в бедной крестьянской семье. В 1889 году после окончания Алупкинской начальной школы один из родственников увёз подростка в Стамбул, где Асан в 1892—1896 гг. учился в педагогическом институте в Стамбуле . Во время учёбы в Турции публиковал статьи в газете Исмаила Гаспринского « Терджиман », прессе Стамбула и Баку .
По подозрению турецкой полиции вместе с другими студентами подвергся аресту, но когда в полиции узнали, что он русский подданный, его выслали в Россию .
После возвращения в Крым открыл в Алупке новую школу, в которую принимал не только мальчиков, но и девочек, преподавал им арифметику, географию, грамматику, крымскотатарский язык. Инициатива создания этих прогрессивных по уровню образования школ ( мектебе-усул-джедид ) принадлежала Исмаилу Гаспринскому . В обычных крымскотатарских школах девочкам писать не разрешалось, а обучение сводилось к преподаванию Корана на арабском языке. Условия для просветительской работы были крайне тяжёлыми. Не только местные богатеи и мусульманское духовенство, но и полиция и инспекция народных школ были против новой школы. Айвазову угрожали, а летом 1904 года его дом подвергся нападению . После этого случая Асан Сабри был вынужден оставить преподавание .
К этому времени Айвазов уже был членом подпольного общества «Неджат», основанного в 1898 году в Алупке Асаном Нури . Конечной целью «Неджат» было создание в Крыму самостоятельной нейтральной республики наподобие Швейцарии под покровительством европейских великих держав. Председателем был сам Асан Нури, секретарём — Айвазов. После смерти Асана Нури (1903) Айвазов возглавил «Неджат» и руководил им до конца 1906 — начала 1907 гг., когда общество было разгромлено полицией. Органом «Неджат» была газета « Ватан хадими » («Слуга Отечества»), выходившая четыре раза в неделю в г. Карасубазаре . Изданием газеты руководили Айвазов и молодой крымскотатарский политик Абдурешид Медиев (оба состояли в партии социалистов-революционеров ). Под влиянием «Ватан Хадими» в городах и больших сёлах Крыма открывались школы ( рушдие ), в которых преподавали в основном получившие образование в Турции крымские татары или приглашённые из Стамбула турецкие педагоги .
После наступления реакции газета «Ватан хадими» и многие рушдие были закрыты, часть учителей была отстранена от работы, часть была выслана за пределы Таврической губернии . Среди высланных в конце 1907 года был и Айвазов , которого обвинили в агитации среди солдат против царизма. В 1907 году в бакинском журнале «Феюзат» поместил свою пьесу «Нэдэн бу хале калдык». Как позже отметил В. И. Филоненко , « идеи, проводимые Айвазовым в его пьесе, не новы, их развивал и покойный Измаил мурза Гаспринский, и во многом они представляют шаг назад в развитии мировоззрения культурной части интеллигентных русских татар, например, относительно культурно-прогрессивного значения ислама, относительно взгляда на положение женщин и т. д. »
В начале 1908 года уехал в Египет, где лечился от астмы . В 1909 году вернулся в Москву, давал частные уроки и посещал лекции в Лазаревском институте восточных языков . По словам Айвазова, в этот период он «три раза был арестован, а в 1911 году уехал в Швейцарию , где случайно познакомился в Базеле с товарищем Лениным. Вернулся через Константинополь в Россию и жил в Москве» .
Во время своих поездок в Турцию Айвазов общается с видными деятелями пантюркистского движения: Юсуфом Акчуриным , Мехметом Эмином , Али-Беком Гусейн-заде , Абдуллой Субхи . В Турции вместе с ними он участвует в создании организации «Турк Дернеги», которая впоследствии значительно выросла и под названием «Турк Оджагы» стала одним из крупных филиалов партии « Иттихат ве Тераки » .
К концу 1913 года после празднования трёхсотлетия дома Романовых Айвазов попал под амнистию, в связи с чем ему разрешили вернуться в Крым и поселиться в Бахчисарае , где он жил до Февральской революции 1917 года , занимаясь редактированием газеты « Терджиман » .
После Февральской революции Айвазов был избран членом Временного мусульманского революционного комитета и направлен в Петроград для работы в Мусульманском бюро по подготовке созыва Всероссийского мусульманского съезда . За время его отсутствия в Крыму прошёл Всекрымский мусульманский съезд, который 25 марта 1917 года избрал Крымский мусульманский центральный исполнительный комитет (Айвазов был заочно избран в его состав). Вернувшись в конце апреля в Крым, Айвазов, по его словам, «остался в тени» новых лидеров — Челеби Челебиева и Джафера Сейдамета .
Айвазову было поручено организовать в Симферополе типографию и создать газету. Когда типография была готова, комитет утвердил его кандидатуру в качестве редактора, а газете дал название « Миллет » («Нация»). Главным редактором «Миллет» был Джафер Сейдамет. 10-15 мая 1917 года Айвазов был одним из крымских делегатов на Всероссийском мусульманском съезде в Москве, который, по его выражению, стал «отцом всех тюрко-татарских националистических организаций или партий России». По возвращении из Москвы Джафер Сейдамет и Челеби Челебиев приступили к организации националистической партии « Милли-Фирка », программа которой была принята на съезд в начале ноября 1917 года .
Айвазов дважды избирался председателем Курултая крымскотатарского народа (январь и май 1918 года), посол Первого Крымского краевого правительства в Османской Турции .
После установления в Крыму Советской власти, Айвазов работал в отделе переводов ЦИК, с 1922 г. в должности старшего ассистента в Крымском университете, в педагогическом институте преподает арабский и турецкий языки. Являлся преподавателем в Крымском татарском педагогическом техникуме . Сторонник перевода родного языка на латиницу. В 1925 году избран в члены Таврического общества истории, археологии и этнографии .
В 1926—1927 годах опубликовал много статей по языкознанию в газете « Енъи дюнья », журналах «Илери» и «Окъув ишлери». Некоторое время редактировал детский журнал на латинице «Козь-айдын».
В 1930 году Айвазов был арестован, однако через два месяца освобождён. Вместо судебной скамьи его направляют на лечение в Кисловодск. Из более поздних документов становится ясным, что произошло в следственных кабинетах крымского ГПУ.
Являясь активнейшим участником национального движения, по мнению сотрудников контрразведки, Айвазов мог стать ценным источником информации о настроениях крымскотатарской интеллигенции. После заключения, находясь в тяжелейших условиях, Айвазов даёт согласие на сотрудничество с органами ОГПУ.
В 1959 году на дополнительном следствии в г. Симферополе супруга Асана Айвазова — Ольга Васильевна вспоминала:
...через некоторое время после ареста мужа к ней стали являться сотрудники контрразведки, в том числе следователь Кемалов, и приносить продукты: какао, масло, печенье...
Через семь лет 5 апреля 1937 года вновь арестован. 27 декабря 1937 года, находясь вновь в заключении, Асан Айвазов заявил следователю, что состоял секретным агентом органов НКВД с 1930 года. Согласно протоколу допроса, Айвазов якобы сознался, что «действительно состоя агентом НКВД, я занимался двурушничеством […], скрывал известные мне данные об антисоветской деятельности других» .
Расстрелян 17 апреля 1938 году. 21 января 1960 года определением военной коллегии Верховного суда СССР признан невиновным.
Семья
- Жена (с 1926) — Ольга Васильевна Айвазова (урождённая Макурина; 1902, Симферополь — ?), русская, домохозяйка. Дочь бухгалтера, владельца « Дома Макурина ». Окончила частную гимназию Оливер в Симферополе. 10 ноября 1937 года арестована УГБ НКВД Крыма по ст. 58-1 УК РСФСР: жена изменника Родины. Осуждена 2 августа 1938 года ОС при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ . Реабилитирована 15 апреля 1958 года Военным трибуналом Одесского военного округа .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 10 мая 2012. 20 августа 2012 года.
- ↑
- ↑ . Дата обращения: 24 февраля 2016. 6 марта 2016 года.
- Заседание 23 февраля 1917 года. — В: Протоколы заседаний Таврической учёной архивной комиссии // Известия Таврической учёной архивной комиссии / ред. А. И. Маркевич . — Симферополь, 1919. — № 56. — С. 305.
- Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Том III. г. Симферополь. — Белгород: «КОНСТАНТА», 2018. — с. 185—193. — 392 с.
- Филимонов С. Б. Хранители исторической памяти Крыма: О наследии Таврической учёной архивной комиссии и Таврического общества истории, археологии и этнографии (1887—1931 гг.). — 2-е изд., перераб. и доп. — Симферополь: ЧерноморПРЕСС, 2004. — С. 187. — ISBN 966-572-604-8 .
- — А. В. Ефимов
- Реабилитированные историей. Автономная Республика Крым: Книга восьмая. — К. : Институт истории Украины НАН Украины, 2014. — С. 43. — 448 с. — ISBN 978-966-02-7513-3 .
- Аирчинская Р. . Голос Крыма new (12 августа 2016). Дата обращения: 5 июня 2022. 20 сентября 2022 года.
Ссылки
- Гульнара Бекирова. . Крым.Реалии (26 ноября 2015). Дата обращения: 24 января 2019.
- 2020-12-31
- 1