Ботвинник, Михаил Моисеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Григорий Моисеевич Са́ндлер (в документах Гиля Моисеевич ; 21 августа 1912 , Островно , Витебская губерния — 1 января 1994 , Санкт-Петербург ) — советский хормейстер, музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959).
Родился 21 августа 1912 года в местечке Островно Витебского уезда .
С 1928 года жил в Москве , работал на заводе «Каучук», учился в музыкальном училище и Московской консерватории у П. Г. Чеснокова , В. П. Мухина , А. В. Александрова , Н. М. Данилина . В годы Великой Отечественной войны на фронте, капельмейстер музыкального взвода Управления дивизии; воевал на Пулковских высотах, участвовал в прорыве и снятии Ленинградской блокады, дважды тяжело ранен . Награждён орденом Красной Звезды (1945), медалями. Два брата Григория Сандлера погибли на фронте, отец — в еврейском гетто Витебска .
После демобилизации завершил учёбу в Ленинградской консерватории в классе Г. Дмитревского , одновременно руководил хором курсантов Военно-морской медицинской академии. В 1949 году создал хор Ленинградского университета , которым руководил до конца жизни. В 1954 году стал художественным руководителем Хора ленинградского телевидения и радио , руководил им до 1987 года. Этим хором были записаны более 20 грампластинок русской и мировой музыки а капелла , в том числе «12 хоров на стихи Я. Полонского» С. Танеева , «10 поэм» Д. Шостаковича , «Петербургские серенады» А. Даргомыжского , «Казнь Пугачёва», «Строфы Евгения Онегина» и другие произведения Р. Щедрина , хоры Г. Свиридова , В. Калинникова , А. Аренского , П. Чеснокова , М. Коваля, Б. Кравченко, В. Салманова , Ю. Фалика , французских, немецких композиторов, русские народные песни , песни народов мира.
Умер 1 января 1994 года . Похоронен на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга.
Среди учеников, продолживших дело Г. М. Сандлера, можно выделить талантливого хорового дирижёра Г. Е. Терацуянца ( 1929 — 2007 ).
Фундаментом всех достижений хоров Сандлера — эмоциональности, выразительности, стройности, слитности голосов, красивого звучания — была его постоянная тщательная вокальная работа с исполнителями. Он был великолепным интерпретатором хоровых сочинений и большим художником. Он захватывал хор своим внутренним состоянием и исполняемые им произведения до глубины души трогали слушателей. Жанр пения а капелла — основной жанр, которому Сандлер посвятил свою деятельность. В акапельном репертуаре хорового мастера — необъятный диапазон стилевых традиций: от народной песни, хоровой классики старого письма, барокко, классицизма, романтизма до современной музыки, первым исполнителем которой очень часто был Сандлер. В 1986 г. хор Ленинградского Радио и Телевидения под управлением Сандлера впервые в истории исполнил целиком знаменитый op.27 С. И. Танеева — 12 хоров на стихи Я. Полонского.
Уникальность университетского хора состояла в том, что Сандлер поднял исполнительское мастерство любительского, ежегодно обновляющегося коллектива, до высокопрофессионального уровня, студенческий хор мог исполнять хоровые сочинения любой трудности.