Interested Article - Лонгченпа

Лонгченпа или Лонгчен Рабжампа ( тиб. ཀློང་ཆེན་པ་ , Вайли Klong-chen rab-'byams-pa ) ( 2 марта 1308 , У-Цанг , Тибет 1363 ) — учитель тибетского буддизма , один из самых значимых писателей в истории школы ньингма , систематизатор учений о дзогчене . Оставил после себя огромное литературное наследие — серию философских поэтических текстов, отличающихся сбалансированной структурой и афористичностью. Самое известное произведение Лонгчепы — Семь Сокровищниц .

Варианты имени

Помимо имени Лонгченпа его так же называли:

  • Лонгчен Рабжам (klong chen rab 'byams)
  • Лонгчен Рабжампа (klong chen rab 'byams pa)
  • Лонгченпа Дриме Озёр (klong chen pa dri med 'od zer)
  • Кункьен Лонгченпа (kun mkhyen klong chen pa)
  • Кункьен Лонгченпа Рабжам (kun mkhyen klong chen rab 'byams)
  • Кункьен Ченпо (kun mkhyen chen po)
  • Кункьен Ченпо Дриме Озёр (kun mkhyen chen po dri med 'od zer)
  • Кункьен Чокьи (kun mkhyen chos kyi rgyal po)
  • Гьялва Лонгчен Рабжам (rgyal ba klong chen rab 'byams)
  • Гьялва Лонгчен Рабжам Дриме Озёр (rgyal ba klong chen rab 'byams dri med 'od zer)
  • Самьепа Цултрим Лодро (bsam yas pa tshul khrims blо gros)
  • Дордже Зиджид (rdo rje gzi brjid)

Биография

Рождение и детство

Лонгченпа родился 2 марта 1308 года в деревне Тодронг, расположенной в У-Цанге , центральном районе Тибета . Предположительно, его семья была аристократической и имела духовные корни как со стороны отца, Тенпасунга, так и матери, Сонамгьен. Отцовская линия восходила к непосредственному ученику Падмасамбхавы Гьелва Чокьянгу .

В тибетской и буддийской традициях отправными точками для описания жизни великих учителей являются прошлые жизни и пренатальные пророчества. Считается, что чудеса сопровождающие беременность и рождение указывают на духовные наработки и достижения . Так, по легенде, в ночь, когда Лонгченпа был зачат, его матери приснилось, как солнечные лучи сияли из лба огромного льва, освещая три мира, и затем растворились в её теле . Предыдущими воплощениями Лонгченпы в буддийской традиции считаются Цултрим Дордже (1291—1317), а также дочь Трисонг Децена (742—797) и непосредственная ученица Падмасамбхавы принцесса Лхакам . Лонгченпа также считается эманацией бодхисаттвы мудрости Манджушри , покровителя интеллектуальных занятий и монашеских устремлений .

С детских лет обучение Лонгченпы состояло в овладении различными обрядами, церемониями и такими традиционными дисциплинами как тибетская медицина и астрология . С пяти лет он умел читать и писать, а к девяти годам, прочитав по сто раз тексты Праджняпарамиты в восемь и в двадцать пять тысяч строф, помнил их наизусть . Интересовался как древними, так и современными тантрическими текстами .

Обучение в монастыре

В 12 лет Лонгченпа принял от учителей Самдруба Ринчена и Кунга Озера обет послушника в монастыре Самье , получив имя Цултрим Лодро ( Tshul khrims blos gros ) . Самье — первый в Тибете буддийский монастырь, в котором одним из первых был рукоположён предок Лонгченпы по отцу Гьелва Чокьянг .

Лонгченпа изучил базовые монашеские буддийские дисциплины, проявив яркий интеллект, и став известным во время обучения как Самье Лунгмангва («эрудит из Самье», или «получивший множество передач в Самье»). Здесь же он продемонстрировал свой поэтический талант, проявлявшийся позднее и в его литературных трудах .

В возрасте шестнадцати лет Лонгченпа получил множество тантрических учений у Таши Ринчена, Вангье, Залунгпа и других учителей . С девятнадцати до двадцати пяти лет он обучался логике и диалектике в монастырском университете Сангпу Ньютог, в том числе изучая семь трактатов Дхармакирти , тексты Майтринатхи Асанги и другие учения Мадхьямики и Праджняпарамиты . Он также осваивал обычные для монашеского обучения предметы (грамматику, стихосложение, драму и другие) и получил ряд внутренних (эзотерических) учений и передач .

Благодаря своим успехам в постижении буддийского учения Лонгченпа стал известен как Лонгчен Рабджампа — «Великий учёный, подобный безбрежному пространству» .

Встреча с учителем Кумараджа. Становление учителем и писателем

После завершения обучения Лонгченпа оставил монастырь и стал вести жизнь странствующего аскета в пустынной тибетской местности. Вероятно, около 1336 года Лонгченпа встретился со своим первым основным учителем — Кумараджой, от которого он получил учения Великого Совершенства в традиции Вима ньингтиг, идущей от Вималамитры . После этой встречи и до конца жизни Лонгченпа посвятил себя ньингтиг . На основе полученных от Кумараджи учений он написал комментарий на Вима ньингтиг (Bla ma yang thig) .

В видениях Гуру Падмасамбхава дал Лонгчену Рабджаму передачу и нарек его Дриме Одзером (тиб. dri-med a 'od-zer), а духовная супруга Гуру Падмасамбхавы , Еше Цогьял дала ему имя Дордже Зиджид (тиб. rdo-rje gzi-brjid) [ источник не указан 3670 дней ] .

Изгнание в Бутан. Возвращение в Тибет

В течение нескольких лет Лонгченпа был вынужден жить в Бутане, куда его выслал правитель Тибета Джанчуб Гьялцен , посчитавший, что Лонгченпа является союзником его главного конкурента за власть. В Бутане Лонгченпа жил в основанном им монастыре Тарпалинг , в этот период у него родились двое детей — дочь и сын. Около 1360 года Лонгченпа смог помириться с тибетским царём и вернуться в Тибет .

Лонгченпа был «плодовитым писателем, известным своей способностью синтезировать широкий спектр материалов и литературных стилей». Бо́льшую часть своих произведений он написал в отшельническом жилище, расположенном на вершине горы Гангри Тхокар неподалёку от Лхасы .

Уход из жизни

25 декабря 1363 года Лонгчен Рабджам сказал нескольким ученикам: «Приготовьте подношение и выйдите из комнаты». Когда ученики выразили желание остаться рядом с ним, Лонгчен Рабджам произнес: «Итак, я собираюсь покинуть своё изношенное иллюзорное тело. Не шумите, а пребывайте в созерцании». Потом его ум растворился в изначальном состоянии, а тело осталось сидеть в позе Дхармакайи. Присутствующие почувствовали, как задрожала земля, и услышали шум. В Писаниях такие явления во время смерти считаются признаками высоких духовных достижений. Тело не трогали в течение двадцати пяти дней, и в течение этого периода небо постоянно освещали радуги. В самые холодные зимние месяцы в Тибете земля нагрелась, растаял лед, и расцвели розы. Во время кремации трижды вздрогнула земля, и семь раз послышался громкий шум. Сердце, язык и глаза Лонгчена Рабджама не сгорели — это признак пробуждения в сущности трёх нерушимых реальностей тела, речи и ума. Из костей появились пять видов дунг и множество рингселов, что свидетельствовало о достижении пяти тел и пяти видов мудрости состояния Будды. Большие рингселы разделились затем на сотни и тысячи более мелких. Одним из перерождений Лонгчена Рабджама был великий Тертон Пема Лингпа .

Творческое наследие

Работы Лонгчен Рабжама

Лонгчен Рабджам написал примерно двести семьдесят трактатов. Когда по просьбе Одзера Гочи он записывал пятьдесят пять трактатов , небо постоянно освещал свет радуг и все присутствующие могли видеть чудесные проявления дакиней. В чистых видениях Лонгчен Рабджам встречался с Вималамитрой и получал благословения, передачи и пророчества. Вималамитра вдохновил его написать работу , состоящую из тридцати пяти трактатов и разъясняющую Учения . Лонгчен Рабджам также является автором , комментария к Кхадро Ньингтиг и . В его комнате ученики видели много раз защитников Дхармы: Экаджати , Ваджрасадху ( Дордже Легпа ) и Рахулу , которые готовили для него чернила и бумагу. Ниже перечислены некоторые главные работы Лонгчена Рабджама.

Семь Сокровищниц

    • 1. Всеисполняющая Сокровищница (yid-bzhin rin-po-che 'i mdzod)
    • 2. Драгоценная Сокровищница Устных Наставлений (man-ngag rin-po-che 'i mdzod)
    • 3. Драгоценная Сокровищница Дхармадхату (chos-dbyings rin-po-che 'i mdzod)
    • 4. Драгоценная Сокровищница Философских Систем (grub-mtha' mdzod)
    • 5. Сокровищница Высшей Колесницы (thegs-mchog mdzod)
    • 6. Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла (tshig-don mdzod)
    • 7. Драгоценная Сокровищница Естественного Состояния (gnas-lugs mdzod)

Другие произведения

  • Трилогия о покое (тиб. ngal-gso skor-gsum). В неё входят три коренных текста, и к каждому из этих текстов есть более сжатое изложение, названное «гирлянда», комментарий, названный «колесница» и комментарий-наставление по практике. Коренные тексты:
    • 1. sems-nyid ngal-gso, объясняет все стадии пути Учений Сутр и Тантр .
    • 2. sgyu-ma ngal-gso, представляет собой наставление по отсечению пути привязанности к явлениям посредством Учений о восьми примерах иллюзий.
    • 3. bsam-gtan ngal-gso, наставление по глубинному пути самосуществующей естественной мудрости.
  • Трилогия о самоосвобождении (тиб. rang-grol skor-gsum), дает наставления по разделу Семдэ :
    • 1. sems-nyid rang-grol-трактат из трех глав и наставление по практике Ламрим Ньингпо.
    • 2. chos-nyid rang-grol — трактат из трех глав и наставление по практике Ринчен Ньингпо.
    • 3. mnyam-nyid rang-grol трактат из трех глав по практике Йидзин Ньингпо.
  • Трилогия внутренней сущности (тиб. yang-tig rnam-gsum) — в этих трактатах разъясняются важнейшие моменты Учений Менгагдэ , и уделяется особое внимание практике :
    • 1. blа-mа yang-tig, или yang-zab уіd-bzhin nor-bu представляет собой собрание тридцати пяти трактатов, разъясняющих различные аспекты многих Учений.
    • 2. mkha'-'gro yang-tig — комментарий из пятидесяти пяти трактатов на .
    • 3. zab-mo yang-tig — очень подробный и глубинный комментарий на Учения Вима Ньингтиг и Кхадро Ньингтиг.
  • Трилогия о рассеянии тьмы (тиб. mun-sel skor-gsum) — три комментария на Гухьямайяджала-Тантру с позиции Учений Ньингтиг :
    • 1. spyi-don yid-kyi mun-sel
    • 2. bsdus-don ma-rig mun-sel
    • 3. 'grel-ba phyogs-bchu mun-sel

Ученики и линия преемственности

Главными учениками Лонгчен Рабджама были:

  • трое прославленных учёных, достигших реализации — , и ;
  • пять духовных сыновей — , , , и ;
  • четыре духовных благодетеля, распространивших Учение — , , и ;
  • четыре йогина, достигших реализации — , , и .

В Линию преемственности полного цикла Ньингтиг , относящегося к разделу Тайных наставлений ( Менгагдэ ) Великого Совершенства, входят Мастера:

  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • Ригдзин

и царь Учения .

Влияние

Логченпа и его труды оказали «неизмеримое влияние» на дзогчен. Он смог объединить и систематизировать все те подчас противоречивые нововведения, что были привнесены в традицию ньингтиг тибетского буддизма в 11-14 веках, в том числе индивидуальные созерцательные практики, которые Лонгченпа поместил в более широкий контекст, включая эманацию будд в проявленный мир и возникновение вселенной .

См. также

Комментарии

  1. В тибетском календаре эта дата соответствует десятому дню одиннадцатого месяца года Земляной Обезьяны.

Примечания

  1. , с. 5191.
  2. , с. 425.
  3. , с. 575.
  4. , с. 5192.
  5. , с. 575—576.
  6. , с. 576.
  7. , с. 577.
  8. , с. 426.
  9. , с. 425—426.

Литература

  • Dalton J.P. Klong Chen Pa (Longchenpa) // Encyclopedia of Buddhism / edited by Robert E. Buswell, Jr.. — Macmillan Reference USA, 2004. — С. 425—426. — ISBN 0-02-865718-7 .
  • Germano D., Hillis G.A. Klong Chen Rab 'Byams Pa (Longchenpa) // Encyclopedia of religion, 2nd ed., vol. 8 / Lindsay Jones, editor in chief. — Thomson Gale, 2005. — С. 5191—5195. — ISBN 0-02-865741-1 (v. 8).
  • Dudjom Rinpoche , Jikdrel Yeshe Dorje. Longcen Rapjampa // The Nyingma School of Tibetan Buddhism: Its Fundamentals and History. — Wisdom Publications, 1991. — С. 575—596. — ISBN 0-86171-199-9 .
Источник —

Same as Лонгченпа