Interested Article - Лонгдэ
- 2020-12-07
- 1
Лонгдэ , также Лонгде ( Вайли : kLong-sde ; санскр. : IAST : Abhyantaravarga ; «раздел пространства») — второй из трёх разделов учения и текстов Дзогчен , «раздел Пространства».
Три раздела Дзогчена, как их представил Манджушримитра , — Семдэ («раздел Природы Ума»), Лонгдэ («раздел Пространства») и Мэннгагдэ («Сущностный раздел») — развились от различных подходов разных линий передачи учения . Тем не менее, как отмечает Намкай Норбу Ринпоче , «достигаемое состояние созерцания одинаково для всех трёх разделов» . Лонгдэ относится к линии передачи Вайрочаны , который получил учения Семдэ и Лонгдэ в Индии от Шри Симхи .
Отличие Лонгдэ от других разделов Дзогчена
В каждом из разделов Дзогчена — Семдэ , Лонгдэ и Мэннгагдэ — учитель даёт прямую передачу, прямое введение в состояние Дзогчен ( ригпа ), и ни один из них не является постепенным путём, хотя каждый из них имеет свой особый подход. В каждом из разделов есть свой способ введения в созерцание: в Мэннгагдэ — принцип Прямого Введения, в Лонгдэ — Символическое Введение, в Сэмде — Устное Введение .
Раздел Лонгдэ связан со вторым заветом Гараба Дордже — устранить сомнения относительно полученного прямого введения в природу своего сознания (от мастера). Буквально лонг ( Вайли : klong ) означает «обширный простор неба», и подход в Лонгдэ к созерцанию более прямой, непосредственный и широкий. Четыре практики Лонгде для вхождение в ригпа называются четырьмя знаками, и они практикуются вместе, а не последовательно, как четыре йоги в Семдэ.
Согпо Тентар разъясняет воззрение Лонгдэ следующим образом:
Лонгдэ утверждает, что все проявляющееся, подобно звездам и планетам в небе, является игрой самовозникающих качеств коренной осознанности в необъятном пространстве всеобъемлющей природы, Самантабхадры. В отличие от Сэмде, Лонгдэ не утверждает, что феномены являются проявлением энергии и действия (ума).
— Тулку Тхондуп Ринпоче «Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо»
Четыре символа раздела Лонгдэ
В Лонгдэ имеется четыре знака или символа ( да ), используемых для вхождения в созерцание, и практикуемых одновременно:
- Сэлва — «ясность» — открытые глаза, всё видение объединено.
- Митогпа — «пустота» — глаза сосредоточены на пустом пространстве, не мигая, а возникающие мысли не отвлекают.
- Дэва — «ощущение блаженства» — практикующий находится в полном присутствии, но ощущение как будто тела нет совсем.
- Йермэд — «нераздельность» — объединение символов сэлва, митогпа и дэва, вводящее практика в созерцание и практику Дзогчена.
Тантры раздела Лонгдэ
Тантры Лонгдэ были принесены в Тибет Вималамитрой и Вайрочаной. Авторитетный Учитель Дзогчен Гьюрмед Цвеванг Чогдруб перечисляет среди основных тантр Лонгдэ следующие :
- Лонгчен Рабджам Гьялпо ( тиб. ཀློང་ཆེན་རབ་འབྱམས་རྒྱལ་པོ , Вайли klong chen rab 'byams rgyal po , «Владыка безмерного пространства»)
- Кунту Сангпо Намкаче ( тиб. ཀུན་ཏུ་བཟང་པོ་ནམ་མཁའ་ཆེ , Вайли kun tu bzang po nam mkha' che , «Великое пространство Самантабхадры»)
- Ригпа Рангцэл Шарва ( тиб. རིག་པ་རང་རྩལ་ཤར་བ , Вайли rig pa rang rtsal shar ba , «Самопроявленная энергия ригпа»)
- Дам-нгаг Нацог Кхорло ( тиб. གདམས་ངག་སྣ་ཚོགས་འཁོར་ལོ , Вайли gdams ngag sna tshogs 'khor lo , «Колесо всех советов»
- Паглам Кодпа ( тиб. འཕགས་ལམ་བཀོད་པ , Вайли ' phags lam bkod pa , «Путь благородных»)
- Дордже Семпа Намкай Татанг Ньямпа ( тиб. རྡོ་རྗེ་སེམས་དཔའ་ནམ་མཁའི་མཐའ་དང་མཉམ་པ , Вайли rdo rje sems dpa' nam mkha'i mtha' dang mnyam pa , «Равный безмерности пространства Ваджрасаттвы»)
- Йешей Сангва Дронма ( тиб. ཡེ་ཤེས་གསང་བ་སྒྲོན་མ , Вайли ye shes gsang ba sgron ma , «Тайный светоч»)
- Ринпоче Кхорло ( тиб. རིན་པོ་ཆེ་འཁོར་ལོ , Вайли rin po che 'khor lo , «Колесо драгоценностей»)
- Йшей Сангва ( тиб. ཡེ་ཤེས་གསང་བ , Вайли ye shes gsang ba , «Тайна мудрости»)
- Йшей Дзогпа ( тиб. ཡེ་ཤེས་རྫོགས་པ , Вайли ye shes rdzogs pa , «Совершеннство мудрости»)
- Чанчжуб Кьисем Кунла Джигпа Намтаг Тонпа ( тиб. བྱང་ཆུབ་ཀྱི་སེམས་ཀུན་ལ་འཇུག་པ་རྣམ་དག་སྟོན་པ , Вайли byang chub kyi sems kun la 'jug pa rnam dag ston pa , «Чистый учитель, вводящий в Бодхичитту»)
- Чанчжуб Кьисем Дордже Одтро ( тиб. བྱང་ཆུབ་ཀྱི་སེམས་རྡོ་རྗེ་འོད་འཕྲོ , Вайли byang chub kyi sems rdo rje 'od 'phro , «Лучи света ваджры Бодхичитты»)
Примечания
- . (англ.) . Дата обращения: 26 июня 2011. Архивировано из 11 августа 2012 года.
- Намкай Норбу, Джон Шейн. Кристалл и Путь Света. — СПб. : Сангелинг, 1998. — С. 108. — ISBN 5-87885-003-X .
- ↑ Джон Мирдин Рейнолдс. Три раздела учений Дзогчен // Золотые письмена: тексты традиции Дзогчен. — 1995. — ISBN 978-5-9900868-1-4 .
- Намкай Норбу, Джон Шейн. Кристалл и Путь Света. — СПб. : Сангелинг, 1998. — С. 109. — ISBN 5-87885-003-X .
- Намкай Норбу, Джон Шейн. Кристалл и Путь Света. — СПб. : Сангелинг, 1998. — С. 43-44. — ISBN 5-87885-003-X .
- Тулку Тхондуп Ринпоче. Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо. — Саттва, 2006. — С. 464.
- Намкай Норбу, Джон Шейн. Кристалл и Путь Света. — СПб. : Сангелинг, 1998. — С. 107-109. — ISBN 5-87885-003-X .
- Тулку Тхондуп. Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо. — Саттва, 2006. — С. 464.
Литература
- Robert E. Buswell Jr., Donald S. Lopez Jr. klong sde // . — Princeton University Press, 2013. — С. 439. — 1304 с. — ISBN 9781400848058 .
- 2020-12-07
- 1