Финляндия, страна белых лилий
- 1 year ago
- 0
- 0
«Страна Оркестрия» — советский сатирический кукольный мультипликационный фильм для взрослых, снятый режиссёром Анатолием Карановичем на студии « Союзмультфильм » в 1964 году по сценарию Кирилла Рапопорта .
В необычном городе из нотных линеек сделаны дома, из нотных знаков — заборы и цветы на клумбах. Место луны занимает сияющая медная тарелка. Этот город находится в сказочной музыкальной стране под название «Страна Оркестрия». Страну населяют разные музыкальные инструменты. В городе живёт семья Смычковых: папа — Контрабас, мама — Виолончель, их юная дочка — Скрипочка. В Скрипочку влюблён нежный Кларнет. Он собственноручно выращивает цветы и дарит их Скрипочке .
В городе также живут Тромбон, Труба и Фагот . В стране царят гармония и спокойствие .
Однажды в нотный город на гастроли приехали знаменитости — Саксофон и Чёрная Гитара. Они хотят поразить жителей своим современным искусством . Третьим гастролёром был Барабан. Даваемое гастролёрами представление называлось «Coca-Cola-Фония».
Концерт открылся вступлением Гитары — исполнительницы душещипательных романсов. Но, когда на сцену вышли Барабан и Саксофон, началось нечто, не поддающееся описанию. Зрители закидали горе-исполнителей нотами и нотными знаками. Гастолёры-халтурщики, исполнители « конкретной » музыки в панике бросились бежать, а жители Оркестрии, прогоняя, преследовали их . В драке Кларнет продырявил Барабана.
Несмотря на ряд злоключений, произошедших с персонажами по вине Саксофона, в Оркестрии происходит счастливое торжественное событие — свадьба Скрипочки и Кларнета . В фильме сцены свадьбы нет.
Автор сценария | Кирилл Рапопорт |
Режиссёр-постановщик | Анатолий Каранович |
Художники-постановщики | Валентина Василенко , Феликс-Лев Збарский , Алина Спешнева |
Мультипликаторы-кукловоды | Майя Бузинова , Иосиф Доукша , Юрий Клепацкий , Павел Петров , |
Куклы и декорации выполнили | Роман Гуров (руководитель) , Павел Гусев , З. Закс , В. Куранов , Лилианна Лютинская , Олег Масаинов , Ф. Олейников , В. Петров , Семён Этлис |
Операторы | , Михаил Каменецкий |
Монтажёр | Лидия Кякшт |
Композитор | Никита Богословский |
Звукооператор | Борис Фильчиков |
Тип | кукольный |
Возрастные ограничения |
|
Жанр |
|
Цветность | цветной |
Продолжительность | 15 минут 48 секунд или 15 минут или 16 минут |
Количество частей | 2 части |
Длина плёнки | 441 метр |
Киностудия | «Союзмультфильм» |
Страна производства | СССР |
Дата производства | 1964 год |
Прокатное удостоверение |
|
Особые отметки | Все права у ФГУП «Киностудия „Союзмультфильм“» |
В 1963 году в журнале Советский экран было опубликовано информационное сообщение о том, что режиссёр Каранович заканчивает работу над фильмом «В стране Оркестрии». Фильм назывался музыкальной сказкой о дружбе и любви Кларнета и Скрипочки, одновременно являющейся шуткой-пародией на традиционные сюжетные штампы .
Фильм «Страна Оркестрия» едва ли не самый первый музыкальный кукольный мультипликационный фильм для взрослых. Идея фильма принадлежит убеждённому пропагандисту музыки средствами кино — Анатолию Карановичу. В 1950-х годах он режиссировал на телевидении серию детских передач «Волшебник До-ре-ми», в которых детям с помощью кукол рассказывали о выразительных средствах музыки . Каранович решил перенести эту сказку на мультипликационный экран. Для этого сюжет был доработан, были введены новые персонажи, события. Фильм создавался в тесном контакте с композитором. Персонажи в фильме изображаются одновременно и зрительно и темброво. Они вступают поочерёдно, но по мере развития сюжета их голоса объединяются. Участвуют как народные, так и специфические эстрадные инструменты, например, металлофон, электрогитары. Противопоставление серьёзной и лёгкой музыки в идею фильма её авторами не закладывалось. И в той и в другой области встречаются творения разного качества .
По мнению музыковеда Цецилии Рацкой , созданный Карановичем и Богословским музыкальный мультфильм «Страна Оркестрия» весьма остроумен. Музыкальные портреты жителей «Страны Оркестрии» поразительно точно характеризуют каждого из них. Отсутствие в мультфильме текста породило интереснейший приём, ставящий перед оркестровыми инструментами задачу воспроизведения разговорной речи. От людей-исполнителей потребовалось подлинно виртуозное владение инструментом, чтобы все персонажи заговорили языком музыкальных инструментов, ведь каждый из них обладает собственным музыкальным голосом, присущим именно его характерным особенностям, что привело к остроумным находкам. Так, например, Труба встречает приехавшую в Оркестрию знаменитость целой приветственной речью .
По мнению Сергея Асенина , для фильма «Страна Оркестрия» только безграничность возможностей мультипликации позволила вложить мысли и душу в музыкальные инструменты — объекты, которым было бы невозможно стать героями в других видах искусства .
По мнению Натальи Кривули , в фильме «Страна Оркестрия» пространство является условно-абстрактным. Среда вокруг предметов и образов не имеет динамики, глубины и иных характеристик, кроме тона, цвета, фактурности. Пространство никак не взаимодействует с персонажами .
1 августа 1962 года мультфильм Анатолия Карановича «В стране Оркестрии» был запущен в подготовительный период . 14 ноября 1963 года он был закончен производством .
«Страна Оркестрия» — это сатирический фильм для взрослых, осмеивающий так называемую « конкретную » музыку .