Interested Article - Чипко

Выжившие участницы первой акции Чипко у деревни Рени (1974) собрались вместе спустя 30 лет

Движение Чипко , или Чипко-Андолан ( англ. Chipko Andolan , хинди चिपको आन्दोलन — «прикрепляться») — общественное социально-экологическое движение, использующее методы сатьяграхи (тактики ненасильственной борьбы, разработанной Махатмой Ганди ), в первую очередь прикрепление себя к деревьям, которые собираются срубить.

Современное движение началось в 1970-х годах в Гархвальских Гималаях , на территории штата Уттар-Прадеш (сейчас Уттаракханд ), из-за возрастающего беспокойства населения быстрым сокращением лесов. Первая известная акция движения состоялась 26 марта 1974 года , когда группа крестьянок из деревни Рени в округе Чамоли (сейчас Уттаракханд), начала действовать с целью предотвращения вырубки деревьев и возвращения им традиционных прав на леса, которым угрожали нанятые правительством штата контракторы. Очень быстро сотни подобных акций состоялись по всему региону, а до 1980-х годов движение распространилось по всей Индии , приведя к выработке чёткого списка требований, и позволив прекратить вырубку лесов во многих регионах .

Первые варианты движения, впрочем, существовали намного раньше 20-го века. Первая зарегистрированная акция подобной организации состоялась в деревне (англ.) , округ Джодхпур , в 1730 году , когда 363 (англ.) во главе с Амритой Деви поплатились жизнью, защищая священные для людей деревья, обнимая их и давая отпор лесорубам, присланным местным правителем . Позднее именно эти действия вдохновили защитников природы на создание движения Чипко .

Хотя движение Чипко сначала защищало не столько природу, сколько средства существования сельских общин, позднее оно стало лозунгом и основой многих природоохранных организаций по всему миру, создав прецедент ненасильственной формы протеста . На время его возникновения в развивающихся странах не существовало других природоохранных движений, из-за чего Чипко быстро достигло мировой известности. Более того, движение всколыхнуло общественное мнение индийцев, которые начали обращать внимание на проблемы жителей традиционных деревень и других меньшинств, и в дальнейшем существенно повлияло на формирование нынешнего образа Индии . Сейчас движение рассматривается не только как социально-экологическое, но и как эко-феминистическое , из-за большой роли женщин в нём .

Примечания

  1. . Политика в развивающихся странах: краткое введение . Джеффри Хейнс. Published by Wiley-Blackwell, 2002 . ISBN 0-631-22556-0 . Стр. 229.
  2. . Остаться в живых: женщины, экология и развитие . Вандана Шива. Published by Zed Books , 1988. ISBN 0-86232-823-3 . Стр. 67.
  3. . Эта священная Земля: религия, природа и экология . Роджер С. Готтлиб. Published by Routledge, 1996 . ISBN 0-415-91233-4 . Стр. 159 .
  4. . Arundhati Roy’s The God of Small Things , by Alex Tickell. Published by Routledge, 2007 . ISBN 0-415-35843-4 . Стр. 34.
  5. . Политическая экология: критическое введение . Пол Роббинс. Published by Wiley-Blackwell, 2004 . ISBN 1-4051-0266-7 . Стр. 194.
  6. от 23 августа 2014 на Wayback Machine . India Today .
  7. . Женщины и окружающая среда в странах третьего мира: Альянс за будущее . Ирэн Данклмен, Джоан Дэвидсон. Published by Earthscan, 1988 . ISBN 1-85383-003-8 . Стр. 129.
Источник —

Same as Чипко