Илона Сербская
- 1 year ago
- 0
- 0
Лесни́к ( серб. лесник ) — персонаж кабинетной мифологии , рассматривающийся как аналог лешего у сербов .
Священник в 1958 году в своей монографии «Жизнь и народные обычаи » сообщил, что колядников в селе около Лесковаца называют лесниками «от древнего славянского слова лес , то есть леший, лесной дух». Он указал, что ряженые эти одеты в вывороченные овечьи шкуры, на лицах у них рогатые маски, вокруг пояса и на ногах — колокольчики, в руках держат саблю и булаву. В книге «Народная жизнь и обычаи в Лесковацкой области» 1985 года Джорджевич вновь описывает колядников, но лесников уже не упоминает.
В 1965 году сотрудник Этнографического музея в Белграде в региональном журнале «Лесковацкий сборник» разместил статью «Лесники — лесковацкие лесные духи» , в которой повторяет описание Джорджевича. Затем он заключает, не приводя никаких дополнительных источников, что «в народных представлениях этого края лесник — это лесной дух и защитник скота». Он отождествляет колядников с мифологическими существами по аналогии с античными представлениями, в которых маски изображали различных богов, в том числе лесных: Пана , Сатира , Силена Сильвана , Фавна , которые также «одеты в шкуры, они рогаты, похотливы, они лесные защитники скота». Затем он проводит сравнение с лешим и европейские аналогии. Из чего делает вывод: «После приведённых параллелей становится ясно, что и лесковацкий лесник, как и сходные существа народных верований всех европейских народов, относится к весьма распространённому типу европейских лесных духов в козлином облике. Он подобен греческому Пану, но и русскому лешему и другим сходным существам, однако в нём надо видеть не греческое наследие, а элемент общего индоевропейского прасостояния и одну из его важнейших манифестаций».
Окончательно миф о леснике в сербской мифологии был закреплён с изданием в 1970 году книги «Сербский мифологический словарь» Ш. Кулишича, П. Ж. Петровича и Н. Пантелича — одного из первых словарей славянской мифологии вообще, в котором П. Ж. Петрович разместил статью «Лесник» , где без каких-либо новых данных повторил слова Зечевича о том, что «по поверьям, лесники — это лесные демоны, защитники скота».
Зечевич разместил статью о леснике и в собственной монографии 1981 года «Мифологические существа сербских преданий» , где повторил то же самое, что и в предыдущей работе. Лесник появился и в известной работе М. Недельковича «Календарные обычаи сербов» 1990 года , а также в македонской книге «Словарь южнославянской мифологии» Г. Стойковской 2004 года .
Представления о леснике проникли и в русскую научную литературу. Э. В. Померанцева в своей известной книге «Мифологические персонажи в русском фольклоре» 1975 года использовала их как доказательство общеславянского происхождения лесного духа. Е. Е. Левкиевская в капитальной книге « Славянские древности: Этнолингвистический словарь » так говорит о леснике: «лесник — дух, живущий в лесу, способный к оборотничеству. Он имеет вид человека с рогами, одетого в шкуры, и покровительствует животным. Если человек попадёт на след этого духа, то заболеет».
«Кабинетность» лесника обнаружил Л. Раденкович в 2011 году. Он отметил, что слово лесник в значении духа не зафиксировано не только в лесковацком говоре, но и вообще у сербов и в целом у южных славян . Персонаж, называющийся лесником (лесени дух), известен только по одному источнику из северо-западной Словении , близ , рассказывающем о духе, живущем в дереве грецкого ореха , в других районах Словении его называют шкрат ( гном ).