Interested Article - Лесные духи в польской мифологии
- 2021-11-07
- 1
Лесные духи в встречаются под множеством названий: от слова бор — польск. borowiec :160 , borowik , borowy :160 , boruta ( сосна по-древнепольски ); от слова лес — leśnik :160 , lasowy :160 , leśny , leśny duch , leśny dziad :160 ; от слова — gajowy :160 , gajowik ; от различных названий ивы (верба, лоза, ракита), в которой они якобы жили — wierzbicki , łożiński , rokicki , rokitą ; а также laskowiec (то есть щекотун ).
Согласно разным источникам, они могли быть невидимыми ; являться в виде лесного животного — совы :159 , оленя или оленихи , медведя , рыси , кабана :167 , или домашнего животного — барана , кота , коня :159 , чёрного пса ; представать в виде человека ( З. Глогер считал, что последнее привнесёно литераторами ) — карлика с бородой до земли , крестьянина, шляхтича , , горожанина :159 , лесничего с палкой или ружьём :160 , всадника со сворой псов :162 , при этом в человеческом облике иногда отмечаются такие черты как очень маленький или, наоборот, гигантский рост, мертвенно бледное лицо, странные глаза :161 ; или это могло быть чудовище с рогами и хвостом :159 . Они пугали людей ночью в лесах и на плотинах , заставляли их блуждать :161, 167 , высыпали из корзин набранные грибы и ягоды, похищали девушек, чтобы взять себе в жёны. Но могли и помочь выйти из леса, одарить понравившегося им человека деньгами, отогнать бандитов от невинного, помочь скрыться дезертиру из царского войска :161 , защитить от хищных животных :162 . Им приписывали лихой свист и зычный крик с вершин елей :161 , а также плач и стоны при рубке хвойных деревьев . Считалось, что встретивший в лесу боровца становится грустным.
Проводя сравнительный анализ славянской лесной демонологии, ряд исследователей, например, К. Мошинский рассматривали польские народные верования как отголоски общеславянских представлений о лесном духе, образ которого они пытались воссоздать . Лучше всего из славянских лесных духов описан восточнославянский леший (его также в некоторых регионах называют боровым и боровиком ), с которым польские духи имеют некоторое сходство . Впрочем, в отличие от лешего, у западных славян функции покровителя лесных зверей и охотников полностью перешли от лесных духов к святому Хуберту , а защитника людей от волков — к святому Николаю :161-162 и уже в XIX веке образ польских лесных духов был в значительной степени искажён и стёрт . Они дали одно из своих имён популяризованному в первой половине XIX века персонажу польских легенд Боруте — демону , охраняющему сокровища Ленчицкого замка :158-159 .
Тем не менее, ещё в XX веке определённые элементы верований в лесных духов сохранялись в сельских районах Польши , правда, под обезличенными названиями (zly, leśne, lasowe) duchy , diably , (leśne) strachy , также рассказывали о встречах в лесу с дикими людьми :165 , :164 , волколаками :168 , блудом :107 и др. Внешний вид их описывают по-разному: человек (мужчина, женщина, младенец — голые или в разнообразных одеждах) :164 , животное (чёрная птица, сова , волк , собака , конь , кот , кабан , заяц ), смешанные человеческо-животные образы (поросшие шерстью люди, иногда с рожками или конскими ногами) , блуждающие огни , бестелесные, невидимые :160, 169 и способные менять свой вид существа (то человек, то животное) :160 . Согласно народным поверьям, они происходили от «неправильных» покойников (убитых, покончивших с собой или погибших другой трагичной смертью, некрещённых младенцев), проклятых, грешников, лукавых, скупых, продавших душу дьяволу, не ходивших в церковь, отшельников, или имели демоническое происхождение. К людям они в большинстве случаев относились отрицательно: пугали свистом и стуком, сбивали с дороги и водили по лесу, запирали в своих норах, заводили в воду или болото, душили , атаковали физически в виде дикого зверя :167 , лишали разума, насылали несчастья, вредили лошадям .
Помимо мужских персонажей, у поляков с лесом были связаны лесные русалки и русалкоподобные существа: богинки , , лесные , красные и зелёные пани или бабы , боровые тётки заманивавшие неосторожных путников в глубь леса, чтобы защекотать их до смерти или просто бросить в труднопроходимых местах — в непролазных лесных трущобах, на скалах, в болоте, иногда это также заканчивалось смертью — падением в пропасть, утоплением в трясине :162-163 . Также у поляков встречались истории о нападении в лесу бабы яги , образ которой хотя и практически слился с образом , но, тем не менее, сохранил некоторую самостоятельность — это уродливая кровожадная женщина, часто даже людоедка, особенно агрессивная к молодым парням и девушкам. :165-167
См. также
- Ясек-Птасек
- Лесник — персонаж сербской кабинетной мифологии, рассматривающийся как аналог лешего у сербов.
Примечания
- ↑ Gloger Z. // . — Warszawa: Druk P. Laskauera i W. Babickiego, 1900. — S. . (польск.)
- ↑ Duchy leśne // W kręgu upiorów i wilkołaków. — Łódź: Wydawnictwo Łódzkie, 1981. — S. 157—170. — 326 S. — ISBN 83-218-0072-6 . (польск.)
- ↑ Demonologia leśna // Polska demonologia ludowa. — Warszawa, 1987. — S. 105—111. — 236 S. — ISBN 83-207-0610-6 . (польск.)
- ↑ Санникова О. В. Польская мифологическая лексика в структуре фольклорного текста // / Институт славяноведения и балканистики РАН ; отв. ред. Н. И. Толстой . — М. : Наука , 1994. — С. 61. — 270 с. — 800 экз. — ISBN 5-02-011499-5 . 18 марта 2016 года.
- ↑ Леший / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 108. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- ↑ Виноградова Л. Н. / Отв. ред. С. М. Толстая . — М. : Индрик , 2000. — С. 128. — 432 с. — ( Традиционная духовная культура славян / Современные исследования). — ISBN 5-85759-110-4 . 8 декабря 2015 года.
- ↑ Gieysztor A. Duchy leśne i zwierzęce // Mitologia Słowian. — Warszawa, 1982. — S. 263. — 407 S. — ISBN 978-83-235-0234-0 . (польск.)
- ↑ Санникова О. В. / Институт славяноведения и балканистики АН СССР . — М. , 1990. — С. 5. — 16 с. — (10.02.03: Славянские языки). 10 апреля 2018 года.
- Щепанская Т. Б. . — Индрик , 2003. — С. 170. — 527 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-176-7 . 1 мая 2016 года. . Дата обращения: 16 февраля 2016. Архивировано из 1 мая 2016 года.
- Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян // / Институт славяноведения и балканистики РАН . — М. : Индрик , 1996. — С. 180. — ISBN 5-85759-042-6 .
- Podgórscy B. i A. Wielka Księga Demonów Polskich — leksykon i antologia demonologii ludowej. — Katowice: Kos, 2005. — S. 62—63. — 560 S. — ISBN 9788389375407 ; ISBN 8389375400 . (польск.)
Литература
- Gloger Z. // . — Warszawa: Druk P. Laskauera i W. Babickiego, 1900. — S. . (польск.)
- Duchy leśne // W kręgu upiorów i wilkołaków. — Łódź: Wydawnictwo Łódzkie, 1981. — S. 157—170. — 326 S. — ISBN 83-218-0072-6 . (польск.)
- Demonologia leśna // Polska demonologia ludowa. — Warszawa, 1987. — S. 105—111. — 236 S. — ISBN 83-207-0610-6 . (польск.)
- Dźwigoł R. Nazwy demonów leśnych // / red. M. Łukaszczyk. — Kraków: Wydawnictwo Naukowe Akademii Pedagogicznej, 2004. — S. 154—161. — ISBN 83-7271-237-9 ; ISSN 0239-6025. (польск.)
- 2021-11-07
- 1