Interested Article - Дунаш бен Лабрат
![](/images/005/750/5750132/1.jpg?rand=824819)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/e138a894a90e463ca0157ab708db5256.gif)
- 2020-01-17
- 1
Дунаш бен Лабрат (920—990; ивр. דוֹנָש הלוי בֵּן לָבְרָט ; араб. دناش بن لبراط ) — раввин , поэт , писатель , филолог , лингвист и комментатор Библии , основатель старой метрики в древнееврейской поэзии (по арабскому образцу).
Биография
Дунаш бен Лабрат родился ок. 920 года в Фесе . Иногда Дунаша называют его древнееврейским именем Адоним га-Леви . Дунаш бен Лабрат происходил из очень богатой и знатной семьи и был учеником известного Саадии Гаона . Юность свою он провёл в Фесе и, ещё не достигнув тридцатилетнего возраста, был приглашен к еврейскому врачу и министру Хасдаи ибн Шапруту , жившему при дворе эмира Абд ар-Рахмана III .
Несмотря на то, что Дунаш бен Лабрат был учеником Саадии, он написал резкий критический разбор его арабского перевода Библии (труд издан с рукописи Робертом Шретером, Бреславль, 1866). Дунаш бен Лабрат отметил ряд ошибок в переводе, причём обнаружил образцовое знание древнееврейского языка в лексическом и грамматическом отношениях. Ответ на этот критический разбор был дан впоследствии Авраамом ибн-Эзрой в особом сочинении («Schefat Jeter») .
Когда Дунаш бен Лабрат получил приглашение в Кордову, у него завязался литературный спор с , составившим лексикон древнееврейского библейского языка. Этот спор был важным событием в истории древнееврейского языкознания . Дунаш бен Лабрат первый доказал, что древнееврейскому языку свойствен трёхбуквенный корень , и соответственно этому легко различал отдельные корни слов и их флексии . Критика Дунаша бен Лабрата, направленная против Менахема, была написана в резком и пренебрежительном тоне. Трудно сказать, находился ли в связи с этой критикой разрыв, происшедший между Менахемом и его покровителем Хасдаи ибн-Шапрутом. Во всяком случае, критика могла обострить уже существовавшее трение. Свой отзыв Дунаш бен Лабрат послал Хасдаи ибн-Шапруту в сопровождении весьма лестного поэтического посвящения, где впервые была применена изобретенная им метрика по арабскому образцу. Посвящение составлено из четырёхстрочных строф; три строки каждой строфы рифмуются между собою, четвёртая, последняя, рифмуется повсюду на «айм». Метрика здесь впервые определяется техническим выражением « мишкал » (равновесие). За этим посвящением следовало высокопарное поэтическое введение в стиле тогдашних арабских ученых, направленное против Менахема .
Новый род древнееврейского творчества вызвал, по-видимому, большой интерес. Ученики Менахема, Исаак Хегусталия и Исаак бен-Иуда бен-Дауд, поспешили ответить на критику Дунаша бен Лабрата и также посвятили свой труд всемогущему меценату Хасдаи ибн-Шапруту . Посвящение было написано таким же размером, как и посвящение Дунаша бен Лабрата, чем составители хотели доказать, что и они владеют этой формой. Принципиально же они отвергали её, назвав её произвольным и вредным для еврейского языка новшеством. Антикритика была составлена в столь же оскорбительном тоне, в каком написана критика Дунаша бен Лабрата .
На это сочинение ответил Иегуда ибн-Шишат, также в крайне резкой форме. В длинном стихотворном введении (154 строфы), написанном размером и рифмой стихотворения Дунаша бен Лабрата, Шишат отмечает значение своего учителя, бранит антикритиков и подтверждает все, что Дунаш бен Лабрат привел против Менахема .
В середине XII века все эти сочинения, критика и антикритика, оказались в руках известного ученого рабби Якова бен-Меира (Раббену Там), пытавшегося реабилитировать Менахема . Вообще северонемецкая школа экзегетов и филологов продолжала придерживаться теорий Менахема, не считаясь с возражениями Дунаша бен Лабрата. В научном отношении теория Дунаша бен Лабрата, к которой примкнули классики древнееврейской грамматики и лексикографии, впоследствии одержала победу .
Выступал ли Дунаш бен Лабрат также в качестве литургического поэта, установить теперь невозможно, ибо стихи с акростихом его имени могут принадлежать и не Дунашу бен Лабрату: это имя носили, как известно, многие еврейские ученые. По языку и размеру Дунашу бен Лабрату можно приписать три литургических сочинения (субботнюю и две свадебные песни религиозного содержания . Иегуда Алхаризи отзывался о Дунаше бен Лабрате, как о поэте, « стихотворения которого отличаются грацией ». Возможно, ему были известны другие сочинения Дунаша бен Лабрата, не дошедшие до наших дней .
Дунаш бен Лабрат умер ок. 990 года в испанской Кордове .
Примечания
- Dunash ben Labrat Ha-Levi // (исп.) — Real Academia de la Historia , 2011.
- Luzzatto. Beth ha-Ozar, I, 1847.
- По другим источникам в Багдаде (см. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. ).
- ↑ Бернфельд С. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Bacher . Winter und Wünsche, Jüdische Literatur, II, с. 149.
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Издано по рукописи Филипповичем, Лондон, 1855.
- Cole, Peter. The dream of the poem: Hebrew poetry from Muslim and Christian Spain, 950—1492, Princeton University Press, 2007, p. 23-27 («Dunash Ben Labrat» and «The wife of Dunash»).
- Издан С. Г. Штерном, Вена, 1870
- Издано так же С. Г. Штерном в упомянутой выше книге
- Издание Филипповского, Лондон, 1856.
- Landshut. Amude ha-Abodah, p. 61; Zunz, Literaturgesch., 484
Литература
- Geiger А. Das Judenthum und seine Geschichte, т. II.
- Pinsker . Likkute Kadmonioth (приложение, стр. 157 и д., 162—166).
Ссылки
- .
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/e138a894a90e463ca0157ab708db5256.gif)
- 2020-01-17
- 1