Бенет, Нафтали
- 1 year ago
- 0
- 0
Нафтали́ Бусна́ш (середина XVIII века, Алжир — 5 июня 1805 года, там же) — алжирский предприниматель, глава алжирских евреев и государственный деятель.
Сын еврейского предпринимателя Авраама Буснаша, переехавшего в 1724 году из итальянского города Ливорно в Алжир . Фамилия «Буснаш» в различных источниках имеет различное написание: Busnach , Bousnach , Busnash ; сам Нафтали писал её как Busnah . Арабской формой фамилии было Boudjenah , что означает «Имеющий крылья» .
Разбогател на службе Мустафы бен Уснаджи — бея в 1775—1795 годах. В результате конфликта, возникшего между Мустафой и деем Алжира , тот вынужден был искать убежище в «священном месте», куда из страха не допускал никого, кроме Буснаша. Для того, чтобы Мустафа мог помириться с деем, Буснаш одолжил ему крупную сумму денег для выплаты дею. Будучи прощён, Мустафа был назначен беем Константины , а Буснаш стал его самым доверенным лицом и советником. Через некоторое время, Буснаш фактически вошёл в состав алжирского правительства .
В 1797 году сестра (по другим данным — племянница ) Нафтали вышла замуж за предпринимателя Давида Коэна Бакри , и Нафтали Буснаш вошёл в число учредителей компании «Братья Бакри», которая с этого времени стала называться « Бакри и Буснаш » .
Благодаря своим связям в торговых кругах разных стран и наличию широкого круга информаторов, «Бакри и Буснаш» смогли оказывать правительству Алжира услуги по предоставлению информации о ситуации в различных государствах зачастую лучше и быстрее, чем официальная турецкая разведка. Они также могли предоставить деям сведения о настроениях в народе и в окружении самих деев, что со временем сделало их незаменимыми помощниками для дея Хасана III (1791—1798) . После того, как должность министра финансов занял старый друг Буснаша Мустафа бен Уснаджи, тот назначил его распорядителем государственной казны. После смерти Хасана III Буснаш смог подкупить турецких чиновников и добиться назначения Мустафы следующим деем (под именем Мустафы II, 1798—1805 ). В благодарность дей Мустафа предоставил компании «Бакри и Буснаш» получила монополию на экспорт зерна из Алжира. Её капитал в этот период достиг колоссальной по тем временам суммы в 5 500 000 долларов США .
В условиях случившейся в 1789 году во Франции революции , Алжир оказался одной из немногих стран, признавших и поддержавших республиканское правительство. В результате начавшейся революционной сумятицы, в средиземноморских департаментах станы начался голод, и французское правительство занялось поиском зерна на внешних рынках. Наиболее удобной страной для таких закупок был располагавшийся на противоположном берегу Средиземного моря Алжир. Уполномоченными на осуществление таких закупок стали « » и пришедшее ей на смену «Национальное африканское агентство». Однако, в условиях имевшейся у «Бакри и Буснаша» монополии на экспорт зерна с одной стороны, и постоянной нехваткой у французов средств — с другой, они были вынуждены обратиться к ней за кредитом. Те добились предоставления деем беспроцентного кредита в размене 1 000 000 франков на закупку алжирского зерна через «Бакри и Буснаш», и компания производила его массовые поставки во Францию в 1793—1798 годах . В дальнейшем поставки продолжились, так что к 1801 году долг Франции компании «Бакри и Буснаш» составлял уже около 8 000 000 франков , из которых она выплатила сперва 3 725 000 франков и чуть позднее — ещё 1 200 000 франков . Однако, значительная часть долга осталась невыплаченной, что и привело в конце концов к захвату Алжира Францией в 1830 году .
Буснаш стал настолько влиятельным при алжирском дворе, что испанский посланник именовал его «вице-королём Алжира». Он выступал неизбежным посредником при обращении к дею представителей малых держав, он добился заключением мира Алжира с Англией в 1801 году, с Францией в 1801 и Португалией в 1803 году .
Кажущееся всевластие Буснаша в алжирской политике и экономике сыграло с ним злую шутку: с одной стороны против него выступали исламские фундаменталисты, называвшие его «неверным евреем», с другой — он выставил против себя турецких чиновников, когда демонстративно заставлял пропускать свои суда с грузом в обход таможни .
На Буснаша и на дея было совершено несколько покушений, в результате которых ни один, ни другой не пострадали, а нападавшие были сурово наказаны. В мае 1805 года в Оране вспыхнуло восстание — восставшие обвиняли дея и компанию «Бакри и Буснаш» в нехватке хлеба, поскольку, по их мнению, оно было вызвано массовыми поставками зерна на иностранные (прежде всего — французский) рынки .
28 июня 1805 года Нафтали Буснаш был убит. Убийцей оказался левантский янычар по имени Яхия ( фр. Yahia ), которому накануне Буснаш отказался дать работу. Убийцу взяло под свою защиту сформировавшееся ополчение фундаменталистов, так что дей ничего не мог сделать и объявил об амнистии для убийцы. Исламисты обрадовались и по всей стране вспыхнули еврейские погромы — было разграблено множество синагог, складов еврейских компаний и частных домов. Количество погибших по разным источникам колебалось от 42 до более 400, многие были ранены. При этом под давлением восставших дей был вынужден лично призвать к погромам . Это его не спасло — вскоре после этого восставшие убили и дея Мустафу, на смену которому пришёл дей Ахмет, который ненавидел Буснаша и братьев Бакри .
Оценки личности и деятельности Нафтали Буснаша разительно различаются: для мусульманских фундаменталистов он был воплощением абсолютного зла — «неверный еврей», прибравший к рукам власть в исламской стране и приведший её к гибели, а население — к обнищанию. Оценки европейских консулов в стране различаются в зависимости от отношений представляемых ими государств — одни пишут, что в результате его деятельности были полностью дезорганизованы структуры управления, другие называют его достойным государственным деятелем и бизнесменом. Еврейские источники практически всегда комплиментарны — они описывают Нафтаи Буснаша как человека скромного, богобоязненного, милосердного, использовавшего свою власть для помощи бедным и угнетённым. Правда, по-видимому, находится где-то посредине .