Псалом 151
- 1 year ago
- 0
- 0
Восьмóй псалóм — 8-й псалом из книги Псалтирь (в масоретской нумерации — так же 8-й). Известен по латинскому инципиту «Domine Dominus noster». Автором считается Давид , псалом имеет надписание «Псалом Давида».
В Ветхом Завете псалом следует за группой «псалмов плача» (псалмы 3-7), наполненных воззваниями к Господу об избавлении и вставками, воспевающими Бога и человеческое достоинство .
Христиане относят его к мессианским псалмам . Это радостное прославление Бога и размышление о Божьем миропорядке . Основная мысль: человек — венец Божьего творения , котому Бог даровал власть над остальным творением . О грехопадении человека и последствиях этого не упоминается . Однако в Новом Завете автор Послания к Евреям , цитируя 5-7 стихи псалма, продолжает их утверждением, что назначение стать венцом творения в полной мере исполнилось во Христе и верующих в Него ( Евр. ) .
Псалом используется в еврейской, католической и различных протестантских литургиях. Неоднократно перекладывался на музыку.
Первый стих представляет собой обычное надписание. Указание: « » (в Синодальном переводе : «на Гефском (орудии)» ) может означать как музыкальный инструмент, так и мелодию, музыкальную традицию .
Собственно псалом начинается и заканчивается одинаковым восклицанием-прославлением во 2 и 10 стихах: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле!» Отметим, что библейское понятие «имя» , описывает личность. Таким образом это прославление природы и характера Бога .
«Слава … простирается превыше небес!» Допустимый перевод этих слов «облаченный в славу небесную» .
Ещё не растлённые грехом «младенцы» инстинктивно чувствуют Божьей величие и воздают Ему хвалу. «Младенцы» в данном случае — гипербола, под которой можно понимать в том числе и чистых душой взрослых . Образ «младенцев» ярко контрастирует с могущественными врагами — даже из слабых Бог может создать силу, способную противостоять врагами .
Согласно Мф. , в новозаветные времена 3-й стих псалма процитировал Иисус Христос в ответ на негодование руководителей Иерусалимского храма . Перед этим Иисус очистил храм, выгнав из него торгующих, затем совершил исцеления слепых и хромых. В ответ на это дети скандировали: « Осанна Сыну Давидову!» , славя Иисуса как Мессию . На упрёк первосвященников и книжников, уверенных, что Иисус не является Миссией, Он ответил цитатой 3-го стиха 8-го псалма. Об ответной реакции правителей ничего не сказано, но Матфей сообщает, что Иисус, оставив их, вернулся в Вифанию .
Цитирование псалма Христом показывает, что Божье действие побуждает к хвале даже (а возможно — особенно) детей . Здесь уместна аналогия с мыслью, высказанной апостолом Павлом : «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор. ), где под «мудрыми» и «сильными» подразумеваются те, кто считают себя таковыми, в данном случае — правители храма .
Если в цитировании 3-го стиха в Евангелии от Матфея и присутствует христология , то неявно. В этом эпизоде дети, скорее всего, славили Яхве за дела, которые Он творил через Иисуса-Мессию, но не Иисуса как Бога. Однако можно допустить, что у современников Матфея могла быть мысль о том, что Иисус действовал как Бог .
Давид в благоговении размышляет о чуде Божьего творения, описанном в первых главах книги Бытие и выражает удивление той особой роли, которую Бог отвел человеку в сотворённом мире. На фоне величия небес, луны и звёзд Давид рассуждает об относительной незначительности человека в свете Божьих замыслов. По сути, Давид вопрошает к Богу, почему Он вообще уделяет такое внимание людям? Мы видим размышление над сказанным в Быт. , где Бог, сотворив людей по Своему образу и подобию, ставит их владычествовать над рыбами, птицами и животными . И лишь немного умаляет Бог людей перед ангелами, то есть служащими у престола Божия .
Таким образом, в центре внимания псалмопевца — царственное положение Адама и его особое назначение, которое дал ему Бог. Ветхий Завет повествует, как не справились с этим назначением Адам, Ной , Израиль и так далее. Примечательно, что в иудейских источниках к 8-му псалму на протяжении столетий обращались, чтобы подчеркнуть незначительность человека, а не для того, чтобы показать его венцом творения .
В Новом Завете в Послании к Евреям цитирование 5-7 стихов псалма ( Евр. ) носит христологический характер. Используя 8-й псалом, автор доносит главную мысль: назначение Адама — быть венцом Божьего творения — исполнилось во Иисусе Христе ( «последнем Адаме» согласно 1Кор. ) .
Важными для понимания цитаты деталями контекста является 5-й стих ( «ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную» Евр. ), подчёркивающий, что покорена не только эта вселенная, но и будущая. Важна и вступительная фраза непосредственно перед цитатой «некто негде засвидетельствовал» ( Евр. ). Такая неопределённость говорит не о том, что автор забыл, кто и где это сказал, а о его желании сконцентрировать внимание на Боге, а не личности псалмопевца .
В единстве с человеческим родом ( Евр. ) Христос на время стал ниже ангелов. Объединив две природы, человеческую и божественную, Христос соединился с нами в нашей слабости и незначительности на фоне величественности творения. Эта слабость завершилась крестной смертью, после чего Он был увенчан «славою и честью» ( Евр. ). Достоинство людей, дарованное Адаму, нашло окончательное осуществление и выражение в Сыне. Тем самым Христос вместе с людьми исполнил назначение стать венцом Божьего творения .
В богословской литературе 8-й псалом иногда называют «парным» 109-му псалму . Их содержание заметно перекликается, кроме того, оба псалма истолковываются с христологической точки зрения в одних и тех же фрагментах Нового завета: 1-й и 2-й главах Послания к Евреям, 15-й главе Первого послания к Коринфянам , 1-й главе Послания к Ефесянам . Более того Пс. и Пс. содержат практически тождественные отрывки и объединяются в перечисленных новозаветных текстов, чтобы показать покорение будущей вселенной Христу .
Однако в Пс. о покорении под ноги Христу говорится в будущем времени, в то время как в Пс. — как о свершившемся факте. Для первых читателей текстов эта разница представляла богословскую проблему и иудейские раввины искали ей различные объяснения. Именно это и делает автор Послания к Евреям в отрывке Евр. , . Согласно ему, провозглашённое псалмопевцем господство Христа исполнилось в богословской реальности, однако в исторической — оно не всегда заметно. В исторической реальности, оно, по мнению автора Послания к Евреям, уже осуществилось и ещё осуществится в Христе воскресшем .
По мотивам 8-го псалма в 1885 году шведский композитор Иван Проханов , в России оно известно под названием « Великий Бог » . Этот гимн включён в богослужебный сборник « Песнь Возрождения ».
создал гимн . Произведение перевёл на русский языкВопрос «Что есть человек?» из 8-го псалма, возможно, лежит в основе монолога « Гамлете » Шекспира . Литературовед Питер Мур утверждает, что Шекспир был вдохновлён пересказом Псалма 8, составленного Генри Говардом, графом Сурреем , когда тот ожидал казни в Лондонском Тауэре в конце 1546 или начале 1547 года .
» в «Марк Твен заимствовал название « » для опубликованного анонимно в 1906 году философского эссе, наполненного идеями детерминизма .
Название научно-фантастического рассказа 1974 года американского писателя Айзека Азимова « » также взято из Псалма 8 .
Римский папа Павел VI отправил текст 8-го псалма на кремниевом диске на Луну в своём « » Аполлона-11 .