Interested Article - Псалом 40

Надпись на латыни «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» ( Пс. )

Сороковóй псалóм — 40-й псалом из книги Псалтирь (41-й в масоретской нумерации ). Известен по латинскому инципиту Beatus qui intelligit .

Это произведение представляет собой личную молитву страдающего праведника , несправедливо обвинённого и просящего Бога об избавлении от бед . Здесь сопоставляется представление о благословении тех, кто помогает бедным с реальностью, действительно ли сострадательные люди получают особую милость Божью .

С христианской точки зрения псалом 40 содержит прообразовательный мессианский фрагмент «даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. ). Фрагмент этого отрывка в Новом Завете ( Ин. ) цитирует Иисус Христос , подразумевая предательство Иуды Искариота .

Особенности

Этот псалом завершает первую (с 1 по 40) из пяти книг , в целом составляющих Псалтирь . Каждая из таких книг заканчивается славословием, который служит также заключительным славословием всего собрания псалмов. В 40 псалме это 14-й стих .

Контекст

Автором является Давид . Многие библеисты относят этот псалом ко времени восстания против Давида его сына Авессалома . А в упомянутом в 10 стихе псалма «мирном человеке», «поднявшем пяту» на Давида видят предателя Ахитофела . Раввинистическое толкование псалма также соотносят эти события с заговором Авессалома при участии Ахитофела .

Содержание

Первая часть псалма содержит размышления о необходимости сострадательного отношения к бедным, и нуждающимся в помощи. С 5-го стиха псалмопевец обращается к мыслям о собственных врагах и предателях, жаждущих его смерти. Псалом завершается молитвой Богу о сохранности автора и воздаянии его врагам .

Стихи 2—4

Существует предположение, что во 2-м стихе Давид ведёт речь о себе, однако говорит он в третьем лице, что свидетельствует о его смирении перед Господом . Давид рассуждает о том, как блажен тот человек, который заботится о бедных . К таким людям в день бедствия на помощь придёт Сам Господь. Бог не оставит без внимания доброго и чуткого человека даже на одре болезни. И само «ложе страдания» Бог обратит в «ложе выздоровления» (так следует понимать окончание 4-го стиха) .

Стихи 5—10

Давид помогал бедным, но оказавшись в нужде, он не получил обещанной помощи от Господа. Тем не менее, Давид взывает к Господу не о справедливости, а о милости «Господи! помилуй меня» .

Не в первый раз в псалмах Давид выражает раскаяние в своём грехе и просит Бога об исцелении его души. Упоминание о душе в 5-м стихе подчёркивает, что наряду с физическим исцелением, псалмопевец нуждается и в обретении душевного покоя, поскольку совершенный грех тяготил его .

Далее Давид жалуется на своих недругов, ожидающих его смерти (стих 6) и на лицемерие тех, кто навещает его, но тем не менее верит клевете и распространяет ложь о нём. Слово « велиал » здесь употреблено в значении «зло», «смерть». В 2Кор. апостол Павел обозначает этим именем сатану. По мнению врагов Давида, его болезнь свидетельствовала, что Бог передал его во власть велиала .

Хусий и Ахитофел дают советы Авессалому

Под «мирным человеком» , «поднявшим пяту» в 10-м стихе библеисты, как правило, понимают Ахитофела . Он был приближенным советником и, вероятно, родственником Давида .

Во время восстания Авессалома , Ахитофел перешёл на его сторону. Он дал 2 совета Авессалому, оба из которых были верными. Первый совет (войти к наложницам отца, тем самым отрезав себе пути к отступлению 2Цар. ) узурпатор выполнил, в вторым пренебрёг. Ахитофел предлагал немедля нагнать Давида и убить его ( 2Цар. ), однако Хусий , запугав царского сына, предложил сперва собрать как можно больше сил. Это позволило Давиду и его немногочисленным спутникам скрыться. Узнав об этом, Ахитофел вернулся в родной дом и удавился .

Предательство Ахитофела представлено в псалме представлено как поступок друга, который «ел хлеб», то есть был удостоен близкого личного общения, но пренебрёг этой частью, ударив ногой, лягнув . Некоторые комментаторы считают, что псалом 40 написан по одному и тому же поводу (восстанию Авессалома и предательству Ахитофела), что и . В этом случае оценка поступку Ахитофелу в псалме 54 ( Пс. и Пс. ) представляется более рельефной .

Слова Давида об Ахитофеле позднее цитировал Иисус Христос в отношении Иуды Искариота. Подробнее о значении этой цитаты Иисуса см. в разделе .

Стихи 11—12

Давид молит Бога о своём исцелении и о воздаянии своим недругам. Несмотря на слова «я воздам им» в 11 стихе, в целом в псалме ясно выражена мысль, что возмездие отдано Господу . Для Давида такой ход дел станет знаком благоволения Господня .

Стихи 13—14

Давид обращает к Господу с прошением о своём сохранении и возможности своего пребывания пред лицом Господним на веки. Некоторые богословы склонным понимать слова «на веки» буквально, как вечное пребывание Давида вблизи Бога. Псалом (а вместе с ним и вся 1-я книга Псалтири ) завершается славословием в адрес Господа .

В Новом Завете

Поцелуй Иуды. «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( Ин. )

«Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. ) ⇒ «Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( Ин. ).

В 13-й главе Евангелия от Иоанна речь идет об очищении общины учеников, как ритуальном (омовении ног в Ин. ), так и метафорическом (уход предателя в Ин. ) . Для читающего Евангелие факт предательства Иуды не был новостью, в предшествующих главах его роль уже была обозначена. Примечательно, что Иисус, цитируя псалом, не использовал слова «на которого я полагался», поскольку знал, что у Иуды нет спасительной веры ( Ин. , ) .

Хотя ученики подумали, что Иисус отправил Иуду с каким-то безобидным поручением ( Ин. ), однако Сам Иисус знал, что отпускает его для совершения предательства . Бесславный конец Иуды после предательства напоминает гибель Ахитофела, который также убил себя путем повешения .

Между тем в 13-й главе Евангелия от Иоанна акцент сделан на то, что Иисусу заранее было известно о будущем предательстве. В иудаизме слова «ядущий со Мной хлеб» свидетельствовали о близкой дружбе, а «поднял на Меня пяту» обозначало коварное предательство. Оказалось, что враг у Иисуса был даже в самом близком окружение, а когда Его схватят, то Он останется и вовсе один, и только Отец пребудет с Ним ( Ин. ) .

Использование цитаты из псалма отражает мессианское самоосознание Иисуса, исполнение Им роли Страдающего Мессии (см. раздел « Пророчества псалмопевцев о Мессии » в статье «Мессианские псалмы») . Цитируя псалом, Иисус показывал, что в предательстве Иуды должно сбыться древнее пророчество . Таким образом Иисус предстаёт не беспомощной жертвой вероломного предательства, но Мессией, посланным Богом-Отцом для выполнения Божьего замысла и идущим навстречу крестной смерти спокойно и без страха .

Комментарии

  1. Слово «блажен» имеет здесь гораздо более широкое значение, чем просто «счастлив», хотя и может включать в себя понятие «счастья». Блаженный — это тот, кто получает от Бога особую милость и благодать .
  2. Бедный — это не только тот, кому не хватает средств к существованию, но и просто человек, попавший в сложную ситуацию. Примером сострадательного отношения к таким людям может служить отношение Давида к египтянину в 1Цар. .
  3. «Мирный человек» — смысловое значение — близкий друг. Буквально «человек мира моего» .
  4. Древнееврейское слово др.-евр. עָקֵב ‏‎ («пята») родственно корню («интрига»), из которого выведено имя Иаков .
  5. Вывод о об их вероятной родственной связи сделан на основании сопоставления стихов 2Цар. и 2Цар. . Ахитофел будучи отцом Елиама (который в 2Цар. назван «сильным царя Давида»), вероятно, являлся дедом Вирсавии , и, таким образом, приходился родственником Давиду .

Примечания

  1. , с. 397.
  2. , Псалтирь.
  3. , с. 56.
  4. , с. 225.
  5. , Псалтирь.
  6. , с. 223.
  7. , с. 264.
  8. .
  9. , с. 222.
  10. , Псалом 40.
  11. , с. 398.
  12. , с. 431.
  13. , Псалом 40.
  14. , с. 432.
  15. , с. 224.
  16. , с. 223-224.
  17. , с. 57.
  18. , с. 396.
  19. , с. 401.
  20. , с. 399.
  21. , с. 400.

Литература

  • Библейский справочник Геллея. — СПб. : Христианское общество «Библия для всех», 1998. — P. 352. — ISBN 5-7454-0212-1 .
  • Толковая Библия Лопухина . — СЗКЭО, 2021. — P. 912. — (Библиотека мировой литературы). — ISBN 978-5-9603-0603-4 .
  • Никанор (Каменский) , епископ. Изображение Мессии в Псалтири. Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида . — 2-е. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1901. — 260 с.
  • = New Bible Commentary (англ.) . — Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — Vol. 2. — P. 571. — (Энциклопедия христианства). — ISBN 5-88869-099-6 .
  • // Новая Женевская учебная Библия = New Geneva Study Bible™ (англ.) / Р. Г. Спраул. — Свет на востоке . — 1998.
  • Сперджен, Чарльз . = The Treasury of David by С. H. Spurgeon (англ.) / Пер. с англ. Е. С. Терёхина.. — Минск: Минская фабрика цветной печати, 2006. — Vol. 2. — P. 506. — ISBN 985-454-319-6 .
  • Толкование ветхозаветных книг от Первой Книги Царств по Книгу Песни Песней = The Bible Knowledge Commentary (англ.) / гл. ред. Платон Харчлаа. — Славянское миссионерское общество. — К. : Славянское миссионерское издательство, 1993. — 617 p.
  • Ла Сор Уильям, Хаббард Д., Буш Ф. = Old Testament Survey (англ.) . — Москва: Богомыслие, 1998. — 693 p. — ISBN 5-7707-4437-5 .
  • = Commentary on the New Testament Use of the Old Testament (англ.) / Бил Г. К., Карсон Д. А.. — Черкассы: Коллоквиум, 2011. — Vol. 2. — 592 p. — ISBN 978-966-8957-31-4 .
  • Уирсби Уоррен. = The Wiersbe Bible Commentary (англ.) / Цыганков Ю. А.. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2011. — Vol. 2. — P. 1099. — ISBN 978-5-7454-1275-2 .
  • Юнгеров П. А. // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношений Государство, религия, Церковь в России и за рубежом : научная статья. — 2009. — № S4 . — С. 554-610 . — ISSN .
Источник —

Same as Псалом 40