Псалом 151
- 1 year ago
- 0
- 0
Сéмьдесят пéрвый псалóм — 71-й псалом из книги Псалтирь (72-й в масоретской нумерации ). Относится к « царским » , а в христианском богословии — ещё и к « мессианским » псалмам .
Псалом 71 повествует о правлении Соломона , при котором израильское царство достигло вершины расцвета. В то же время в тексте читается явный намёк и на Царство Иисуса Христа , которое — больше и славнее царства Соломонова. По сути псалмопевец описывает справедливое и благословенное теократическое правление Божьего избранника .
Согласно традиционному внутреннему делению , этим псалмом заканчивается Вторая книга Псалтири (состоящая из псалмов 41-71). Как и в остальных книгах Псалтири, финальный псалом завершается славословием .
Надписание псалма содержит имя царя Соломона , хотя его авторство небесспорно . Всего в Псалтири два псалма, приписываемых Соломону . Не исключено, что 71-й псалом мог использоваться во время коронаций, годовщин восшествия на престол, или в обоих случаях .
В начале своего царствования, в молитве при Гаваоне ( 3Цар. ) обратился к Господу с просьбой даровать ему необходимое для управления народом: «сердце разумное» , чтобы «судить народ» и различать «что добро и что зло» . Правление Соломона действительно было мирным, народ при нём процветал, а справедливые и мудрые суды принесли ему славу. Но во второй половине жизни Соломон мало делал, чтобы угождать Богу .
Идеальное царство недостижимо человеку. Создать его может только Бог, поэтому в псалме отчетливо читаются мессианские нотки: вечный царь (стих 5), который будет править на всей земле (стихи 8-11) и царство его будет воистину благословенно (стихи 12 и 16) .
Псалом начинается с молитвы о даровании царю (видимо, самому Соломону) способности судить праведно и справедливо, не притесняя даже самых беззащитных. Образы «гор» и «холмов» (сравните с Мих. , ) могут подразумевать повсеместность праведной жизни под управлением избранного Богом царя. По другой версии, «горы» и «холмы» могут обозначать знатных людей в Израиле, которых царь призывает тоже не угнетать нищих и слабых (которых Бог особо опекает), а нести мир и добро .
Слова «будут бояться Тебя» явно относятся к Богу, благоговейный страх перед Которым будет передаваться «доколе пребудут солнце и луна» , то есть до конца времён. В то же время сопоставление 5-го и 17-го стихов псалма может навести на мысль о желании псалмопевца, чтобы в поколениях не угасла репутация благочестивого земного царя, правление которого в 6-ом стихе сравнивается с благотворным действием дождя .
В 7-м стихе утверждается, что при идеальном монархе будет процветать праведник. При этом в других псалмах (включая соседние -й и -й), напротив, часто говорится о благоденствии нечестивцев и страданиях праведников .
Псалмопевец предрекает, что пределы царства распространятся по всей земле — от моря (вероятно, Средиземного ) и до моря (видимо, Индийского океана ) и от реки (скорей всего, Евфрата — северной границы известных древним евреям территорий) до концов земли (подразумеваются южные границы мира).
Под «жителями пустынь» подразумевались дикие племена, не знавшие государственности. «Лизание праха» , вероятно, означало восточный самоуничижительный обычай целовать землю, по которой прошёл повелитель. « Фарсис » — местность в юго-западной части Испании. Под «островами» в данным контексте обозначались, вероятно, острова Средиземного моря, населенные финикийцами . Под «Аравией» (в еврейском тексте «Шева» ), скорее всего, подразумевается наиболее отдалённый юго-запад Аравийского полуострова , соответствующий современному Йемену . Наконец, «Сава» — вероятно, соответствует землям в верхнем Египте , населенным потомками Сева ( Быт. ) .
Ни один земной царь не обладал всей известной землей. Таким образом здесь читается явный намёк на Царя Небесного .
Жестокость и убийства будут чужды этому царю, напротив, он будет защищать убогих от коварства и насилия. Его царство распространится по всей земле не путём завоеваний. Благодаря милосердию царя, народы добровольно подчиняться ему, будут платить ему золотом Аравии и молиться о нём непрестанно и благословлять его .
В правление праведного царя будет обилие хлеба на земле благодаря тому, что его подданые будут трудиться, а не воевать. Даже вершины гор будут засеяны. Плоды будут радовать глаз, как кедровые леса Ливана . Благодаря миру в городах вырастет численность населения «как трава на земле». В нём «благословятся» (то есть испытают благотворное влияние его принципов управления) все народы. И будут они «ублажать» (называть блаженным, благословлять) царя .
Молитва явно набирает силу, от реального царя к идеальному Царю грядущих времен .
Стихи 18 и 19 содержат заключительное славословие Второй книги Псалмов, схожее с заключениями четырех других книги псалмов. Напомним, что Вторая нига содержит псалмы 40-71. По всей видимости, 18-19 стихи имеют другого автора, нежели остальная часть 71 псалма .
Заключительное замечание 20 стиха ( «кончились псалмы Давида» ) следует понимать, что Давид является автором большинства, но не всех псалмов Второй книги .