Симфония № 3 (Малер)
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфония № 2 до минор «Воскресение» — сочинение австрийского композитора Густава Малера , законченное в 1894 году и впервые исполненное под управлением автора в декабре 1895 года.
В письме от 17 декабря 1895 года Малер пишет о параллелизме между музыкой Второй симфонии и реальной жизнью: «Когда создавался замысел произведения, мне важно было передать не событие , а в лучшем случае ощущение . Идейная основа сочинения ясно выражена в словах заключительного хора… Вместе с тем из самого характера музыки легко понять, что за отдельными темами, при всем их разнообразии, перед моим взором, так сказать, драматически разыгрывалось реальное событие» .
Исполнение трёх первых частей симфонии состоялось в Берлине в марте 1895 года . При общей прохладной реакции критики симфония была тепло встречена немецким композитором и музыкальным критиком Оскаром Эйхбергом . В своем письме к нему от 30 марта 1895 года Малер пишет: «Если, начиная с этого момента я как композитор могу рассчитывать на некоторое внимание в музыкальных кругах, то это исключительно благодаря Вам» . Положительный отзыв о мартовской премьере симфонии дал также немецкий критик, историк танца и музыки в журнале «Neue deutsche Rundschau» .
Первое исполнение всей симфонии состоялось 13 декабря 1895 года в Берлине под управлением автора. Малер тщательно готовился к премьере. 8 декабря он лично ездил в местечко Грюневальд (в окрестностях Берлина ) к мастеру-литейщику, чтобы раздобыть подходящие для исполнения колокола , звон которых должен был венчать Вторую симфонию . В письме к Анне фон Мильденбург композитор пишет о назначенной на 9 декабря репетиции: «Я должен вымуштровать воинства небесные… Этого нельзя выразить словами (ведь иначе я просто не писал бы никакой музыки), но когда наступит то место в последней части, ты, вероятно, вспомнишь об этих словах, и тебе все станет ясно» .
6 марта 1898 года состоялось первое исполнение симфонии за пределами Германии: в Льеже её бельгийской премьерой дирижировал Сильвен Дюпюи . В 1910 году симфония впервые прозвучала в Париже ; по свидетельству Гюстава Бре , откликнувшегося на это событие одобрительной рецензией, в ходе её исполнения Клод Дебюсси покинул зал .
Симфония написана в пяти частях. Первые три части являются инструментальными ; две заключительные — вокально-инструментальными.
Части со второй по четвёртую сам Малер называет интерлюдией .
В письме к Юлиусу Бутсу от 25 марта 1903 года о том, как исполнять Вторую симфонию, Малер предложил делать большую паузу после первого Allegro с тем, чтобы ретроспективность Andante была подчеркнута возможно более ясно .
В письме к Арнольду Берлинеру от 10 июля 1894 года Малер так характеризует финал своей симфонии: «Пятая часть грандиозна и завершается песней хора, текст которого принадлежит мне» .
|
|
В третьей части своей Симфонии для восьми голосов и оркестра итальянский композитор Лучано Берио использует музыку скерцо ( In ruhig fließender Bewegung ) из малеровской Второй симфонии . Сам Берио так комментирует аллюзии на Малера:
Я использовал произведение Малера как реторту, в стенках которой развивается, сталкивается и трансформируется великое множество «музыкальных мифов» и аллюзий: от Баха , Шенберга , Дебюсси , Равеля , Рихарда Штрауса , Берлиоза , Брамса , Берга , Хиндемита , Бетховена и Стравинского до Булеза , Пуссёра , Штокхаузена , меня самого и других… Если бы мне понадобилось описать, каким образом присутствует скерцо Малера в моей симфонии, я, пожалуй, сослался бы на образ реки, что несет свои воды по постоянно меняющейся местности, иногда прячется в подземное русло, а потом, совсем в другом месте, снова выходит к дневному свету…