Interested Article - Сильная жара
- 2020-12-07
- 2
«Сильная жара» ( англ. The Big Heat , варианты перевода — «Страшная жара» и «Большая жара») — снятый в США фильм-нуар режиссёра Фрица Ланга , вершина его позднего творчества. Принадлежит к поджанру city confidential (рассказ о мафиозной подоплёке жизни в небольших городах), который вошёл в моду после ( ) о политическом влиянии американской мафии , инициированных сенатором в 1950 году . Премьера ленты состоялась 14 октября 1953 года.
Сюжет
Детектив Дэйв Бэннион расследует смерть своего коллеги, сержанта Тома Данкана. На первый взгляд всё ясно: самоубийство, вызванное болезнью. От любовницы покойного, Люси Чапмен, Бэннион узнаёт, что незадолго до смерти Данкан приобрёл роскошный загородный дом. Вдова покойного отказывается отвечать на вопрос о средствах, на которые была приобретена недвижимость. После визита к вдове Бэнниона отстраняют от ведения дела. Вскоре находят труп Чапмен со следами пыток.
Несмотря на поступающие ему телефонные звонки с угрозами, Бэннион начинает самостоятельное расследование. Он предъявляет обвинения Майку Лагане, главарю местной банды: ни для кого не секрет, что Лагана фактически правит городом и держит полицию в подчинении. Вскоре в машину Бэнниона подкладывают взрывчатку, и при взрыве гибнет его жена Кэти. Понимая, что помощи ждать неоткуда, Бэннион уходит в отставку и начинает одинокую борьбу против Лаганы и купленного им политика Винса Стоуна.
В ролях
- Гленн Форд — Дэйв Бэннион
- Глория Грэм — Дебби Марш
- Ли Марвин — Винс Стоун
- Джанетт Нолан — Берта Дункан
- — Майк Лагана
- Джослин Брандо (сестра Марлона ) — Кэти Бэннион
- Адам Уильямс — Ларри Гордон
- Уиллис Бучи — лейтенант Тед Уилкс
Жанр
«Сильная жара» — один из поздних нуаров, где «чёрный» жанр мутирует в нечто новое — полицейский детектив на тему «хороший коп в гнилом городишке». Фильм значим как предвестник целого выводка фильмов 1970-х о вендеттах одиноких полицейских, одержимых борьбой с мафией и коррупцией (напр., « Грязного Гарри ») . По замечанию М. Трофименкова , это «один из самых мрачных, нигилистических и двусмысленных образцов нуара», который автор прото-нуара « М », знаменитый Фриц Ланг, «наполнил глубоким пессимизмом , отравил собственным одиночеством и, даже просто рассказывая историю сведения счетов, говорил о ничтожестве всего рода людского» .
Режиссура
По мнению экспертов, «Сильная жара» содержит две самые шокирующие сцены за всю историю нуара . В одной из них гибнет жена полицейского, во второй — лишается своего лица симпатизирующая ему красотка. Последняя линия, связанная с гротескным образом садиста Винса, напоминает о том, что Ланг — один из крупнейших мастеров киноэкспрессионизма . Два лица Дебби, прекрасное и уродливое, — наглядное воплощение двойственности её личности, ведь она развлекается в кругу гангстеров, за маской беззаботности тая презрение к ним . Почерк крупного мастера различим и в других сценах. Например, в начале фильма главный герой ненароком обрушивает построенный дочерью макет полицейского участка, что предвещает дальнейший ход событий .
Главный герой
Принципиальное отличие «Сильной жары» от многих других нуаров в том, что пессимистический взгляд на мир распространяется и на фигуру детектива, ведущего расследование. В традиционном нуаре это бастион добра в мире негатива и неопределённости, своего рода рыцарь без страха и упрёка. Зрителю «Сильной жары» предлагается самому сделать выводы о цене моральной несгибаемости главного героя, ведь все четыре женщины, которые попадаются на его пути, гибнут , а сам он не испытывает по этому поводу особых мук совести . На пути к торжеству справедливости и возмездию человеческие жизни — лишь «расходный материал для этого волка-одиночки» .
Р. Эберт включил «Большую жару» в свой список величайших фильмов, раскопав под фабульной поверхностью «гораздо более мрачный рассказ» о детективе, который не задумывается о цене своей борьбы со злом . Герою Форда представляется, что он в состоянии провести чёткую линию между делами службы и семейной идиллией. Хотя этот расчёт оказывается иллюзорным, Бэннион и не думает признавать своей ответственности за семейную трагедию . Раз за разом он неосознанно становится виновником гибели тех, кто доверял ему, порождая у зрителя вереницу неприятных вопросов: кто всё-таки представляет большее зло — подонки-коррупционеры или слепо прущие напролом борцы с ними? И в любых ли обстоятельствах может быть оправдана борьба с преступностью?
Награды
- 1954 — Премия Эдгара Аллана По за лучший фильм
- 2011 — включён в Национальный реестр фильмов
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 30 сентября 2017. 4 октября 2017 года.
- . Дата обращения: 24 ноября 2011. 4 марта 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 ноября 2011. 4 марта 2016 года.
- ↑ Geoff Mayer, Brian McDonnell. Encyclopedia of Film Noir . ISBN 978-0-313-33306-4 . Pages 102—104.
- . Дата обращения: 24 ноября 2011. 3 ноября 2011 года.
- Как пишет Эберт, в этом плане особенно характерен эпизод, когда герой Форда, не задумываясь о риске для её жизни, предлагает хромой старушке опознать гангстера-убийцу, посетив его логово.
- ↑ . Дата обращения: 21 февраля 2022. Архивировано из 7 ноября 2012 года.
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте AllMovie
- 2020-12-07
- 2