Лопух большой
- 1 year ago
- 0
- 0
Большой Избердей — село в Петровском районе Тамбовской области России . Входит в Шехманский сельсовет .
Расположено в междуречье Матыры и её правого притока Избердейки .
Село имеет ряд улиц (Советская, Пионерская, Лесная, Набережная, Колхозная и пр.), что используется для корреспонденции, однако в обиходе гораздо чаще употребляются всем понятные исторические названия (Лесное, Большак, Таракановка, Кочетовка, Лягушки, Село/Центр, Кондратьев порядок, Журавлевка).
умеренно-континентальный с довольно теплым летом и умеренно-холодной зимой. Средняя годовая температура воздуха +4, +5 градусов. Средняя температура воздуха в июле +20 градусов, средняя температура января — 10,5 градусов. Среднегодовое количество осадков колеблется от 450 до 500 миллиметров в год .
Название дано по реке Избердейке, рядом с устьем которой находится село. Происхождение же топонима «Избердей» не совсем ясно; по-видимому, в основе слова лежат тюркские корни. Приставка же «Большой» дана селу для того, чтобы не путать сёла Большой и Малый Избердеи (нынче оба — в Петровском районе Тамбовской области). При этом «Большой» могло означать как «бóльший» (по размеру, числу жителей), так и «старший, первый, главный» (по дате основания, по значимости) .
По мнению бывшего директора школы Петра Терехова название села Большой Избердей означает «большая стоянка», в этом селе была когда-то большая стоянка татаро-монгол.
Железнодорожная станция ЮВЖД Избердей в селе (районном центре) Петровское Петровского района Тамбовской области обязана своим названием не столько селу Большой Избердей, сколько корню «Избердей» в составе ряда топонимов данной местности (река Избердейка, сёла Большой и Малый Избердей).
Старинное русское село Большой Избердей впервые упоминается в отказных книгах 1692 года. Большой Избердей в основном был заселен государственными людьми: вначале — однодворцами , а после упразднения в 1866 году данного сословия — государственными (казёнными) крестьянами ; пяти мелким помещикам (Прасковье и Надежде Павловым, Николаю и Матрёне Нордштейн, Фёдору Трунову) принадлежало, согласно V ревизии 1795 года, небольшое количество крепостных , но уже во второй половине XIX века ни помещиков, ни крепостных крестьян в селе не было (см. также исповедальную ведомость 1864 года). В то же время дворяне продолжали владеть пахотными землями рядом с Большим Избредеем и сдавали эти земли крестьянам в аренду для обработки. Что касается помещиков середины XVIII века, то, например, в материалах Генерального межевания за 1779 год указаны владения Петра Сергеевича (жена Анна Агаповна) и Николая Кондратьевича Селивёрстовых, Лаврентия Ивановича Яхонтова (жена Прасковья Агаповна), Фёдора Агаповича Терпигорева (105 десятин земли ); совпадения отчеств в трёх случаях указывает на близкое родство этих людей: очевидно, что сёстрам Анне и Прасковье Терпигоревым земли достались в качестве приданого, а их брату Фёдору — по наследству. Фёдор Агапович — прадед знаменитого писателя С. Н. Терпигорева , поручик , служил в воеводской канцелярии г. Козлова .
Административное деление южных земель Московского государства XVII века не до конца ясно определено. Длительное время до основания Большого Избердея, а также в первые годы его существования, земли села находились на территории северных окраин Дикого Поля и относились к древнему Рязанскому уезду , древнему Козловскому или Сокольскому уезду.
В соответствии с областной реформой Петра I 1708—1719 гг. Большой Избердей входит в состав Сокольского уезда Шацкой провинции Азовской (Воронежской) губернии . Затем, на основании административной реформы Екатерины II, в период 1779—1796 гг. село находилось в составе Липецкого уезда Тамбовского наместничества, а с 1796 года (реформа императора Павла I) до 1918 г. — в Липецком уезде Тамбовской губернии. С середины XIX века являлось административным центром Больше-Избердеевской (не Шехманской!) волости. После революции в ходе сложных и многократных изменений административного деления тамбовской земли село периодически входило в состав Шехманского и Избердеевского округа или района .
В РГИА , в фонде Хозяйственного управления при Священном синоде находится на хранении страховая оценка церквей Большого Избердея (фонд 799, опись 33, дело 1978). Подобные оценки были проведены в 1910 году по всей Российской Империи с целью страхования от пожара всех церковных построек. В каждом благочинии создавалась специальная комиссия, члены которой исходя из габаритов, возраста и материала строений рассчитывали суммы ежегодных страховых выплат и страховой премии в случае гибели или повреждения здания. К сожалению, никаких планов, чертежей или иных документов по строительству церквей в Большом Избердее в РГИА не сохранилось.
Известно о существовании челобитных конца XVII века, связанных со спорами служилых людей Сокольского уезда с боярами и церковью. Предметом спора выступали река Матыра и её притоки, а точнее возможность на них рыбной ловли, постройки мельниц и возделывания прибрежных земель.
О рыболовных угодьях: челобитная соколян и ответ на запрос Разрядного Приказа 1647 г.
Столбец Белгородского стола 227, раздел V. Л.14, без даты (примерно март 1647 г.). Расставлены знаки препинания и заглавные буквы, в скобках примечания, кириллические цифры заменены современными.
Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии бьют челом холопы твои села Юрлукова
нового строенья драгуны Мосейко Пустовалов, Ивашко Долгой, Савка Милованов с товарыщи пятсот человек.
По твоему Государеву указу велено в селе Ерлукове устроит новой город и нас холопей твоих прибрат в
драгунскую службу на вечное жите и землею устроит и сенные покосы. И под селом Государь Юрлуковым река
Мотыра пошла вверх, да збоку с крымской стороны пришла речка Байгара да речка Самовец, и по тем речкам
сенные покосы, нанимали мы холопы твои те сенокосы, и та река Мотыра пала в Воронеж. А ныне те речки на
оброке за казазаками(так!) за дял(ов?)ыми боярина Никиты Ивановича Романова.
Милосердый Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии, пожалуй нас холопей своих теми
речками со всеми угоди для нашей скудости.
Царь Государь, смилуйся – пожалуй.
Л.16
Лета 7155 апреля в 15 день по Государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу
памят думным диаком Ивану Гавреневу да Михайлу Волошенинову да дияку Григорю Ларионову в Приказ
Болшого дворца к боярину и дворецкому ко князю Алексею Михайловичю Лвову да к диаком к Ивану
Федорову да к Давыду Дерябину.
В памяти за твоею Григоревою приписю написано велети б отписат к вам в Розряд: в Лебедянском уезде
речка Мотыра с упалыми речками – давно ли ведома в Приказе Болшого дворца и ныне за кем на оброке или
в откупу. Да та выпис велет прислат в Розряд к вам – думным дьяком к Ивану Гавреневу да к Михайлу
Волошенинову да к диаку Григорю Ларионову.
И в Приказе Болшого Дворца в приходных книгах прошлых лет со 135го году написано: в Лебедянском уезде
рыбная ловля и бобровые гоны в реке Мотыре по речку по Избердейку – на оброке за Иваном да за Степаном
Веляминовыми, оброку два рубли девятнатцат алтын две денги.
Да рыбная ловля в реке в Мотыре ж от трех берегов вверх речки Мотыры до Байгорского устья, до речки да
Байгоры, вверх по реке по Байгоре до лбов по обе стороны липяга, и падучие речки по спорной берег, и со
все угоди – боярина Никиты Ивановича Романова Романова Городища за крестьянином за Олешкою Зининым,
оброку и пошлины по семи рублей на год. И в прошлом во 149м году ис тех статей с Ывана да со Степана
Веляминовых с рыбные ловли оброчные денги сложены потому, что та рыбная ловля в реке Мотыре отошла к
новому городу Козлову в угоде. А з другие стати оброчные денги с Олешки Зинина со 151го году стоят в доимке.
Давыд Дерябин (подпись)
В 1688 году река Матыра от истоков до устья «с упалыми речками и замерными озёрками» отдаётся безоброчно на 10 лет Воскресенскому монастырю города Доброго (ныне посёлок Добрый Липецкой области) «на монастырское строение, и на свечи, и на ладен, им, игумену с братьею на пропитанье» . Но уже в 1689 году из монастыря писали царям Иоанну и Петру, что «соколяне на тою речку нашу приезжают насильством… и наших людей на рыбных ловлях бьют и грабят, неводы и всякие снасти и запасы поотнимали». Спор усугубило решение о выдаче соколянам земель и угодий на Матыре в 1692 году (несмотря на то, что река была передана во владение монастырю), однако без права ловить рыбу и строить мельницы. В ответ на челобитные, поступившие и от монастыря, и от Аникея Бунина с товарищами (первопоселенцы Большого Избердея), император Пётр I 6 мая 1698 года издаёт указ, в котором вновь запрещает соколянам ловить рыбу и строить мельницы, ссылаясь на то, что «река отдана монастырю в 1688 году». В отношении же Бунина справки в Приказе навести не удалось, «…у сыска, оне, соколяне, крепостей не положили». Очевидно, что соколяне жили на Матыре до передачи реки монастырю, жили на свой страх и риск, никого не спрашивая, поэтому не могли предоставить «крепостей» (документов); именно у них, как у первопоселенцев, было моральное право на полное владение рекой, поэтому соколяне так упорно добивались разрешения ловить рыбу и строить мельницы на Матыре и притоках. Указ же предписывал, чтобы соколян, которые поселились на Матыре, «переписать и допросить всякого человека порознь, и с которых оне годов, и каких чинов люди, и все ль оне соколяне или иногородцы, и по какому указу в тех урочищах поселились.» Спор вскоре прекратился с окончанием для монастыря срока владения Матырой. К этому времени на Матыре в пределах современного Петровского района уже было около десятка селений; в документах тех лет говорится только о дачах, то есть о землях и угодиях конкретных лиц «со товарищи», без указания названий этих селений. Только последующие переписные книги Сокольского уезда и первые ревизские сказки содержат названия сёл и деревень, в том числе в 1716 году встречается и «Избердей» (без добавления «Большой»).
В предреволюционные годы (1905—1916 гг.) значительных крестьянских выступлений в селе не происходило. По сравнению с иными соседними губерниями, где отмечались массовые погромы помещичьих усадеб, обстановка на Тамбовщине оставалась относительно спокойной. Имеются свидетельства о происходивших в 1905 и 1916 гг. в селе самовольных захватах крестьянами помещичьих земель (Платонова, Дорохова) , однако в большинстве случаев на крестьян ещё действовали словесные увещевания, и дело обходилось без применения вооружённой силы.
Телеграмма помещика Платонова губернатору о самовольном захвате его земли крестьянами с. Большой Избердей, Липецкого у.
29 апреля 1905 г. Избердей—Тамбов.
Владельца Платонова Липецкого у. заявление: крестьяне с. Большой Избердей самоуправно отбивают землю, пахарей моих прогнали, угрожая избить. Прошу защиты. Платонов.
Антоновское восстание обошло село Большой Избердей стороной — во многом потому, что при высокой урожайности плодородного чернозёма в 1920 году Липецкий уезд миновала засуха (в отличие от юго-восточных уездов — Тамбовского, Кирсановского и Борисоглебского, в которых и вспыхнуло восстание) и, кроме того, на Липецкий уезд не была наложена столь высокая продразвёрстка, как на указанные уезды . Развёрстка на 1920 год для тамбовской губернии была определена в 11,5 млн пудов, что было много по сравнению с другими губерниями Центрального Черноземья (Воронежская — 6,25, Курская — 6,3, Орловская — 5,5 млн пудов хлеба), но не так много по сравнению с 1919 (12,3 млн.) и 1918 (9,0 млн.) годами. При этом из-за засухи в 1920 году Тамбовщина собрала хлеба в два раза меньше (32 млн.) только рассчитанной Наркомпродом потребности в хлебе самой губернии (64 млн.), то есть без учёта продразвёрстки, тогда как на три наиболее пострадавших от засухи уезда (Тамбовский, Кирсановский и Борисоглебский — именно эти уезды и восстали позднее) ещё и пришлось 46 % всей губернской разверстки.
В XIX веке село являлось крупным центром активной торговли , где проходили ярмарки и базары . Трёхдневная Казанская ярмарка по своему денежному обороту уступала в Липецком уезде только ярмаркам в г. Грязи . Местоположение ярмарки — недалеко от разрушенной Казанской церкви.
Через село проходил тракт Тамбов-Липецк, что также способствовало развитию Большого Избердея.
Основным занятием большей части населения являлось сельское хозяйство. Наибольшее распространение на территории Липецкого уезда, как и всей Тамбовской губернии, получили в это время практически все виды злаковых культур — рожь, пшеница, овёс и т. п.; лён и конопля выращивались крестьянами, главным образом, для домашних нужд.
В 19 веке очень актуальными были сельские пожары, иногда — опустошительные: в период с 1870—1886 гг. в Большом Избердее в 29 пожарах пострадало 99 домохозяйств и сгорело 175 строений. В связи с этим в селе было развито страхование жилья от пожаров: вместе с соседними Шехманью и Лосиной Лукой три села давали 40 % всех страхователей в Липецком уезде.
Жизнь в 19 веке характеризовалась крайне высокой детской (особенно — младенческой) смертностью.
На основании данных Тамбовского губернского земства, в 1890 году при среднем количестве 6,5-6,75 человек на одну крестьянскую избу 86 % семей жило в 6-8 аршинных квадратных деревянных срубах, то есть дома площадью 18,5-32,5 кв.м. При этом, несмотря на близость лесов по реке Матыре, Липецкий уезде находился на предпоследнем месте по средней площади крестьянских изб в Тамбовской губернии.
В соответствии с данными Е. А. Андриевского, в 1911 году ближайшей железнодорожной станцией к селу была «Избердей» (ныне — в селе Петровском), ближайшее почтовое отделение — в селе Шехмань (тракты на Козлов, Тамбов), ближайшие фельдшерский пункт и больница — в селе Песковатка.
Вплоть до середины 20-го века многие дома в Большом Избердее были деревянными, с земляными полами, без электричества.
После революции 1917 года в селе создано четыре колхоза : «Луч», «Тракторист», «Сталин», «Красный пахарь». Впоследствии они были объединены в «Колхоз им. Калинина », просуществовавший до начала XXI века.
Вершиной развития села в XX веке следует считать 60-е и 70-е годы: наблюдалось значительное увеличение численности населения, была преодолена послевоенная безотцовщина, в село пришло электричество, успешно решались жилищные вопросы (количество и благоустройство домов), впервые налажено централизованное водоснабжение, построены объекты инфраструктуры (сельский клуб, школа, здание правления колхоза). Расцвет села неразрывно связан с именем председателя колхоза Иваном Егоровичем Колядой, при котором колхоз имени Калинина вышел на передовые позиции.
С начала 80-х годов XX века начался упадок села: наметился существенный отток жителей в города, снижение количества учащихся в школе, обеднение колхоза и жителей, неуклонное изнашивание объектов инфраструктуры и обострение социальных вопросов.
1864 | 1891 | 1897 | 1911 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|
2780 | ↗ 3038 | ↘ 2893 | ↘ 2834 | ↘ 536 | ↘ 402 |
Примечание:
Однопрестольная холодная каменная церковь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1848 году на средства и трудами прихожан, однако существование метрических книг с конца XVIII века говорит о том, что церковь существовала и ранее (возможно, деревянная). Престольный праздник — 21 (8 ст. ст.) июля. Место расположения — центр села, недалеко от кладбища, рядом с современной территорией местного клуба. На колокольне, по воспоминаниям старожилов, было по меньшей мере три колокола (для больших праздников, малых и для похорон). Основные священники XIX века (см. исповедальную ведомость 1864 года): Иона Нарциссов ( рукоположен в 1838 г.), Александр Райский (в 1862 г.), Михаил Данилов (в 1873 г.); последние долгое время были помощниками Ионы Нарциссова. К Казанской церкви в разное время были приписаны три церкви: небольшая кладбищенская церковь, церковь Михаила Архангела в соседнем селе Тафино, а в более ранний период — также и Николаевская церковь в селе Тынково. Церковный староста Казанской церкви в 1876 году — некто Стрельников. Благочиние — в с. Грязи (священник Алексей Гроздов); в состав благочинного совета (учреждены императором в 1876 году, состояли из благочинного, его помощника и выборного лица из духовенства) по одному из округов Липецкого уезда входил А. Райский. Казанская церковь была разрушена в 1952 году, подобная же участь постигла многие церкви Петровского района в начале 60-х годов XX века. Красный кирпич стен церкви был использован для постройки зданий мототракторной станции и лесхоза в соседнем селе Шехмань.
О приписной кладбищенской церкви до 2017 года имелось мало сведений; известно лишь, что она была ещё более старой, чем Казанская, что она зафиксирована ещё на карте Генерального межевания 1770-х гг., была деревянной на кирпичном фундаменте (этот фундамент был обнаружен в современные годы во время погребений), регулярно использовалась в ритуале похорон, разрушена после революции 1917 года (из брёвен церкви были выстроены стены ряда домов Большого Избердея).
Имеются также сведения о существовании в селе часовни.
В 2017 году получены данные страховой описи 1910 года церквей Большого Избердея, хранящейся в РГИА (см. ниже).
Старожилам памятны яркие события первой половины XX века, связанные с антирелигиозной пропагандой , когда навстречу пасхальному крестному ходу во главе со священником демонстративно следовали сторонники молодой советской власти и атеизма с песнями, частушками и танцами под баян.
В Липецком государственном архиве (фонд № 12, опись № 1) хранятся приходные книги и ведомости Казанской церкви за 1809—1819 гг. (дело № 5) и 1830 г. (дело № 26).
Село газифицировано. Газификация прошла в 2003—2013 гг. в несколько этапов.
Большеизвердеевская школа — начальная, обучает детей до 8 класса. По состоянию на 2016 год школа близка к закрытию, так как количество учеников очень мало.
В селе работают небольшие магазины. Местный клуб был построен недалеко от места, где стояла Казанская церковь; ранее активно использовался для кинопоказов и собраний; в настоящее время пребывает в плачевном состоянии.
Местное крестьянско-фермерское хозяйство, возглавляемое А. Шибиным, — наследник разорившегося в начале XXI века колхоза имени Калинина.
В центре села — одно кладбище. Рядом с его центральным входом в мае 2013 года установлен мемориал односельчанам, воевавшим и погибшим в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы в связи с высокой детской смертностью (от эпидемий инфекций) и с желанием местных властей перенести кладбище за пределы села захоронения на данном кладбище временно были приостановлены, было выделено место под новое кладбище на опушке леса, что, однако, не нашло поддержки у сельчан — и захоронения возобновились на старом месте.
Школа Большого Избердея — старейшая в Петровском районе. Жители села одними из первых в Липецком уезде Тамбовской губернии 01.05.1843 открыли свою школу, около 30 лет крестьянское общество содержало её за свой счёт, и только в начале 1870-х гг. часть расходов взяло на себя Липецкое уездное земство . При этом более полувека школа не имела своего здания и была вынуждена кочевать по арендованным крестьянским домам. Наконец, в 1900 году школа вошла в своё собственное здание, которое состояло из двух классных комнат и одной учительской квартиры; школу построило земство, поэтому называлась она начальным земским (народным) училищем . Земская школа обучала только мальчиков. К началу 20-го века школа была двухкомплектной: четыре года обучения, два учителя, два класса (по два отделения-года в классе).
Количество учащихся (мальчиков) в земской школе (данные ):
Примечание: 1843 г. — 14, 1858 г. — 40, конец 19-го века — до 60, 1912 — 79.
Кроме того, в селе с конца 90-х годов 19-го века недалеко от Казанской церкви существовала церковно-приходская школа — исключительно для девочек. Имеются данные, что в 1891 году в Большом Избердее также была открыта начальная школа грамоты (см. общее описание системы начального народного образования ).
В 1918 году обе школы (земская и церковно-приходская) были реорганизованы в единую трудовую школу первой ступени.
В 1923 году в селе была создана комсомольская организация. С 1929 года появились пионерские отряды, а в 1932 году при школе была создана пионерская организация, которая объединила все отряды. Комсомольцы и пионеры принимали активное участие в жизни села, колхозов (которых поначалу было четыре) и школы; тимуровские отряды особенно активно работали в военные и первые послевоенные годы. Дети помогали старым людям обрабатывать огороды, работали на току и в колхозе, собирали колоски, металлолом и макулатуру.
В 1938 году начальная школа была преобразована в семилетнюю, первый выпуск (15 человек) из 7 класса состоялся в 1940 году.
С 1960 года школа стала восьмилетней. Для продолжения учёбы в 9-11 классах дети села чаще всего направлялись в школу соседнего села Шехмань.
В 1963 и 1973 гг. к зданию бывшего земского училища (левое «белое» крыло) были пристроены классные комнаты и прочие помещения (правое «красное» крыло) — см. фото.
Сохранились имена первых учителей и директоров:
Развит автомобильный и железнодорожный транспорт.
Дорога к селу от трассы Р119 до 2023 г. была частично покрыта асфальтом, частично — щебнем. Вплоть до начала строительства в 1960-х гг. автотрассы Р119 Орёл-Тамбов именно через Большой Избердей проходил основной тракт, соединяющий Тамбов и Липецк, что хорошо видно на старых картах ; дорога обозначена как средних размеров, грунтовая улучшенная. Дорога же от трассы Р119 до села только в середине 90-х годов 20-го века была частично покрыта асфальтом (ближе к селу), тогда как на остальном протяжении оставалась покрытой щебнем. В 2023 г. дорога была полностью заасфальтирована.
|
Этот раздел представляет собой
неупорядоченный список разнообразных фактов
о предмете статьи.
|
Здесь родился Нарциссов, Иван Ионович (1854—1911) — русский общественный деятель, педагог-просветитель.