Монтес, Иоланда
- 1 year ago
- 0
- 0
«Лола Монтес» ( фр. Lola Montès ) — единственный цветной и широкоэкранный фильм Макса Офюльса . Снят в 1955 году по неопубликованному роману «Необычайная жизнь Лолы Монтес» ( фр. La Vie Extraordinaire de Lola Montès ) Сесиль Сен-Лоран , в основу которого положена скандальная жизнь Элизы Гилберт , также известной под именем графини Ландсфельд. На момент премьеры это был самый крупнобюджетный проект в истории французского кинематографа . Пышные, красочные костюмы для ленты разработал один из постоянных сотрудников Офюльса — Юрий Анненков .
50-е годы XIX века. В провинциальном американском цирке, на сцене, в богатых декорациях, сидит в царственной позе немолодая, но всё ещё восхитительная Лола Монтес.
Перед глазами пришедших поразвлечься обывателей проходит жизнь героини, инсценированная цирковыми актёрами, а сама она за 25 центов отвечает на любой, даже самый нескромный вопрос. Всё пережитое обернулось фарсом, хотя с раннего детства она боролась за своё право быть счастливой, а в числе её возлюбленных были великие композиторы и король Баварии из-за неё потерял свой престол.
Циничный и безжалостный, но любящий Лолу антрепренёр объявляет смертельный номер — Лола Монтес должна совершить прыжок, не пользуясь страховочной сеткой. И, уже после прыжка, любой желающий за доллар может поцеловать женщину, близость с которой была несбыточной мечтой для многих аристократов Европы. Женщину, которая могла стать королевой, но отдавшую за гроши память о своих чувствах.
Фильм знаменит своей драматической судьбой. Поначалу лента была освистана зрителями. Новаторская структура повествования через вереницу выборочных флэшбэков оказалась слишком дерзкой для своего времени . Несмотря на протесты режиссёра, продюсеры перемонтировали фильм, чтобы представить историю Лолы в хронологической последовательности. От этого развитие событий стало ещё менее понятным для неподготовленного зрителя. Баталии Офюльса с продюсерами по поводу монтажа были прерваны смертью режиссёра в 1957 г.
Десять лет спустя фильм был отреставрирован, однако вернуть ему первоначальный вид не удалось из-за утраты 20 минут вырезанного при перемонтаже киноматериала. Однако даже и в таком виде «Лола Монтес» впечатлила критиков нового поколения ; один из самых авторитетных, Эндрю Саррис , провозгласил её величайшим свершением в истории кинематографа . Одни видели в фильме критику нездоровой одержимости публики великосветскими персонажами и «звёздами», другие — завуалированное размышление о несоответствии иллюзии и реальности, то есть о самой природе киноискусства .
В начале XXI века считавшийся утраченным хронометраж был обнаружен, благодаря чему Французская синематека , в сотрудничестве с сыном Макса Офюльса , отреставрировала ленту для всемирной премьеры в программе «Каннская классика» (2008). Тогда «Лола Монтес» впервые предстала перед зрителями так, как её замысливал режиссёр, — широкоэкранный формат , режущие глаз своей яркостью краски текниколора , необузданная театральность. В 2010 году студия Criterion представила воссозданную «Лолу Монтес» в DVD -формате .
Чтобы оправдать огромный для своего времени бюджет, главная роль в фильме была отдана секс-символу Франции пятидесятых — Мартин Кароль . Несмотря на эффектную внешность, Кароль считалась неважной актрисой, и Офюльс старался обратить её скованность перед камерой на пользу рассказу: в начальных сценах она выглядит почти куклой, которой помыкают другие . Тем не менее многие указывают на актёрскую работу Кароль как на самое слабое место фильма . Других раздражают вялость действия и надоедливые пируэты кинокамеры, которые перетягивают на себя внимание зрителя .
У поклонников ленты свои аргументы. «Более роскошных стилистических росчерков представить себе невозможно, текучесть композиционных решений не имеет себе равных, порхание камеры стирает грань между движением и чувством — как будто режиссёр использует её в качестве кисти», — восторгается составитель киносправочника Time Out . Не менее высока оценка Михаила Трофименкова (« Коммерсантъ »):
Трагический балаган, который никакому Феллини и не снился. Цирк разрастается до масштабов мира, стены исчезают. Немыслимая, наглая, безграничная свобода сюжетосложения .