Interested Article - Украина-Русь

Домонгольская Русь
«Червонная Русь, Подолье, Волынь и Украина ». Карта Якоба фон Зандрарта , 1687

«Украина-Русь» ( укр. Україна-Русь ), иногда «Русь-Украина» ( укр. Русь-Україна ), — термин, использовавшийся в социогуманитаристных науках конца XIX — первых десятилетий XX века для обозначения территории проживания украинского народа . Термин подчёркивает связь современной украинской нации с временами казачества и Киевской Руси . Был популяризован историком Михаилом Грушевским в его работе « История Украины-Руси » и современной украинистикой рассматривается как архаичный .

Происхождение

Предпосылки

Государства или топонимического названия края, использующего двойное название «Украина-Русь», не существовало, и как определение таковых в мировой историографии как Средних веков , так и Нового времени не использовался . Однако в то же время возникшее в средине XVII века государство Войска Запорожского использовало и называлось другими, одновременно несколькими названиями, среди которых были Украина и Русь. Иногда оба названия использовались одновременно. Так в феврале 1657 года шведский посол сообщал, что Хмельницкий готов пойти на союз со шведами только в случае, если Швеция гарантирует ему «территорию всей старинной Украины или Роксолании » ( швед. das Jus totius Ucrainae antiqvae vel Roxolania ) . Подобный случай в своей работе приводил и Грушевский на примере с меморандумом познанского воеводы Яна Лещинского от 2 июля 1658 г. , где тот уточнял: «имя народа — Украина, или Русь» ( лат. gentis nomine Ukraina sive Rus ) .

Введение и развитие

Первым, у кого встречается данный термин, был поляк-украинофил Паулин Свенцицкий , употреблявший его в своём польскоязычном львовском журнале «Село» ( польск. Sioło ) в 1866 году в контексте распространения псевдонаучных идеологем поляка Франциска Духинского , согласно которым Россия не имеет отношения к культуре и наследию Руси. Из-за отсутствия стабильного финансирования журнал вскоре прекратил существование.

В более широкое обращение термин был введён историком Михаилом Грушевским , вынесшим его в заглавие своего фундаментального труда « История Украины-Руси », ставшего апогеем национализации украинской истории . Целью данного термина было подчеркнуть преемственность распространяемого приверженцами украинства нового этнотопонима Украина от традиционного названия Русь . Как свидетельствовал Александр Барвинский , выбор такой словесной конструкции Грушевскому порекомендовал его учитель Владимир Антонович по конъюнктурным соображениям текущего политического момента, в связи с тем, что в среде галицких русин , которым адресовались его работы , в обиходе были термины «Русь» и «русский», а понятие «Украина» популярностью не пользовалось. Для утверждения идеи слияния Восточной Галиции с Малороссией ( Поднепровской Украиной ) в единую «соборную Украину» два названия были объединены в одно — «Украина-Русь» и активно популяризировались А. Г. Барвинским и М. С. Грушевским . При создании нарратива украинской истории, для конкурентоспособности с историями других народов, значительное внимание было уделено её продолжительности (удревнению), что, по мнению Грушевского и его последователей, должно было способствовать и признанию самостоятельной (отдельно от российской и даже старше ) украинской истории за рубежом .

Несмотря на наличие серьёзной критики и обвинения в тенденциозности , фундаментальный труд Грушевского значительно повлиял на появившиеся в начале 1920-х годов первые синтетические обзоры украинской историографии и стал популярен прежде всего в украинской историографии.

Современность

После обретения независимости термин «Украина-Русь» популяризировался на Украине с новой силой, поскольку в интересах строительства нации стало доминировать учение об обособленности украинской истории, ставшее новой ортодоксией . Термин «Украина-Русь» широко используется в современных украинских историографии и образовании . Наряду с термином «Киевская Русь-Украина» его продвигал президент Виктор Ющенко , по инициативе которого был учреждён праздник День крещения Киевской Руси — Украины . Академик Пётр Толочко назвал оформление этого праздника на Украине попыткой вбросить в прошлое современную национально-государственную номенклатуру для обособления и сужения географии событий, имеющих принципиальное и объединяющее значение для всего восточнославянского мира.

Примечания

Комментарии

  1. После 1654 года преимущественно но не исключительно всё время автономия в составе Русского царства , а после Всероссийской империи .
  2. Популярное в XVII-XVIII вв. в латиноязычных и других западных источниках название Руси .
  3. О распространении работ Грушевского на территории Российской империи на тот момент речи не шло, поскольку этому препятствовала царская цензура , потому охват доступной читательской аудитории ограничивался восточными территориями в составе Австро-Венгрии , на которых проживали русины
  4. Радикальные сторонники «украинского первенства» тщательно стараются избегать использование терминов «Русь», «Русская земля», «русский», применяя именно — «Украина-Русь» .

Источники

  1. Литвин В. М. // Энциклопедия истории Украины
  2. Бондаренко Д. Я. Украинская Центральная Рада как объект мифов современной украинской историографии // Россия XXI. — М. , 2008. — № 6 . — С. 142—143 . — ISSN .
  3. Дата обращения: 25 апреля 2023. 25 апреля 2023 года.
  4. Дата обращения: 8 марта 2022. 12 февраля 2022 года.
  5. М. Грушевський. от 25 апреля 2023 на Wayback Machine Стор. 6.
  6. Храпачевский, Р.П. от 25 апреля 2023 на Wayback Machine / Р.П. Храпачевский // Российские и славянские исследования: Сб. науч. статей. Вып. 1 / Редкол.: О. А. Яновский (отв. ред.) и др. — Мн.: БГУ, 2004. — С. 34–43.
  7. , Kasianov G. V. «Nationalized» History: Past Continuous, Present Perfect, Future…, P. 7.
  8. , с. 48—50.
  9. Політичний реалізм Олександра Барвінського (укр.) // . — Киев, 1998. — № 1 . — С. 103 . — ISSN .
  10. , pp. 2, 109—110.
  11. Тяпин И. Н. Нравственный императив национальной идеи в эпоху антиморали. — М. : Наука и политика. Весь, 2015. — С. 152. — ISBN 978-5-906673-25-1 .
  12. , Tolochko O. P. Fellows and Travelers: Thinking about Ukrainian History in the Early Nineteenth Century, P. 149.
  13. , p. 225.
  14. Владыга О.Н. // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины , 2014. — № 4 (85) . — С. 22—27 . — ISSN . 1 декабря 2020 года.
  15. , p. 184.
  16. Анна Хрусталёва. УНИАН. Дата обращения: 21 августа 2013. 24 декабря 2013 года.

Литература

Источник —

Same as Украина-Русь