Клятва в зале для игры в мяч
- 1 year ago
- 0
- 0
«Клятва балтийцев» — картина известного советского и российского живописца , Народного художника СССР Андрея Андреевича Мыльникова (1919—2012), в которой живописными средствами талантливо воплощена идея непреклонности советских воинов в борьбе с фашизмом.
«Клятва балтийцев» — дипломная работа А. Мыльникова, представленная художником в начале 1946 года и фактически положившая начало большому творческому пути автора — живописца, графика, монументалиста. Картина предваряла мозаику для пантеона героев-балтийцев, оставшимся, к сожалению, неосуществлённым. Проект Пантеона в те годы разрабатывал аспирант Академии художеств архитектор Сперанский С. Б. , идеи которого оказались близки Мыльникову . Сайт Русского музея называет это редкое по своей трагедийности произведение значительной вехой не только для его автора. «Крупные темные силуэты матросов, асимметрично расположенные на фоне моря и пасмурного неба, прорезавшегося у горизонта светлой заметной полосой, возвышаются подобно монументу. В живой стене балтийцев ощущается огромная внутренняя энергия, выраженная и в облике людей, и в нарастающем вверх движении. Во всем ощутим масштаб подвига людей, сдержавших свою клятву. Здесь перед нами, в сущности, — образ-реквием. Созданное на основе недавних событий, произведение ёмко воплощает историческую и художественную достоверность, поражает масштабом творческого обобщения.» По мнению искусствоведа И. Пуниной, в ту первую послевоенную весну 1946 года в «Клятве балтийцев» справедливо увидели «не только значительность художественного решения, но и конкретный пример возрождения современной советской живописи и монументального искусства.»
Мнение о картине Клятва балтийцев оставил в своём дневнике Н. Н. Пунин.
«Был сегодня (10 марта 1946 года) на выставке дипломных работ Академии; народу было много, главным образом молодёжь, довольно потрёпанного вида, очевидно, студенчество. Когда я стоял позади толпы, собравшейся около работы Мыльникова, заметил, что движение голов этой толпы вызвало, поразившее меня, иллюзорное движение голов на самом холсте; головы на холсте Мыльникова не только колебались, но, казалось, даже двигались. Между холстом Мыльникова — я убеждался в этом с каждой минутой — и толпой была какая-то несомненная связь; этот холст был не просто картиной, как все остальные работы, и по отношению к зрителю не был просто фоном. Удивительно, — подумал я, — в этом что-то есть. В конце концов я пришёл к выводу, что такая тесная связь людей на картине с „людьми в жизни“, пожалуй, явление художественное; кроме того, это признак чувства современности.»
По рекомендации И. Грабаря картина «Клятва балтийцев» была принята как основа грандиозного (длиной восемьдесят метров) мозаичного панно для Дворца Советов в Москве . Над осуществлением этого эскиза Мыльников работал два с половиной года, совершил с группой мозаичистов поездку в Киев, где изучал старинные русские мозаики, технику старых мастеров. По возвращении в Ленинград Мыльниковым были исполнены многочисленные подготовительные эскизы и фрагменты будущей мозаики. Эта работа прекратилась, когда было приостановлено проектирование самого Дворца Советов .
Несмотря на то, что Мыльникову в итоге не удалось перевести композицию «Клятвы балтийцев» в мозаику, его труд стал важным этапом в его творчестве, во многом определившим весь последующий творческий путь художника. Оставшись живописной композицией, «Клятва балтийцев» заняла видное место не только в истории советской художественной школы, но и в профессиональной монументальной живописи .