Interested Article - Хара, Виктор

Ви́ктор Ли́дио Ха́ра Марти́нес ( исп. Víctor Lidio Jara Martínez ; 28 сентября 1932 , Сан-Игнасио , Чили 15 сентября 1973 , Сантьяго ) — чилийский поэт, театральный режиссёр, певец, танцор, политический активист и член Коммунистической партии Чили , убитый путчистами во время военного переворота 1973 года , организованного генералом Аугусто Пиночетом . Жестокое убийство на стадионе «Чили» , превращённом в концлагерь , через несколько дней после переворота сделало Виктора Хару символом борьбы против режима Пиночета. Ему было 40 лет.

Ранние годы

Родился в 1932 году в крестьянской семье с индейскими и смешанными корнями. Место рождения точно неизвестно, по одним данным, это город Сан-Игнасио близ Чильяна , в провинции Ньюбле ( область Био-Био ), по другим, его пригород Квирикин. В раннем детстве перебрался вместе со своими родителями в расположенный неподалёку от столицы посёлок Лонкен.

С шести лет трудился в поле, так как его малограмотный отец-фермер Мануэль Хара не поощрял интереса своих детей к образованию. Не в силах содержать семью, он постепенно спивался , проявляя насилие к жене и детям, и, наконец, отправившись на заработки, окончательно оставил семью.

Однако мать- метиска Аманда Мартинес, народная певица-самоучка , невзирая на бедность, всячески поощряла обучение своих детей, в том числе игре на музыкальных инструментах. Когда Виктору исполнилось 15 лет, она умерла, и юноше пришлось самостоятельно прокладывать себе дорогу в жизни. Сначала он выучился на бухгалтера , затем, готовясь к духовной карьере , поступил в семинарию , а после прослужил несколько лет в армии, чтобы по возвращении домой заняться музыкой и театром.

Поступив в университет Сантьяго де Чили , он пел в студенческом хоре и играл в молодёжном театре, получив за свои таланты правительственную стипендию. Получил известность как исполнитель ролей в ряде классических постановок, в том числе пьесе Максима Горького «На дне» .

Творческая деятельность

Познакомившись в 1957 году с известной певицей Виолеттой Пара , придававшей современное звучание народным мелодиям и основавшей с этой целью музыкальные общественные центры под названием peñas , сделался её последователем и до 1963 года пел и играл на гитаре в группе «Cuncumén».

Творчество его испытало глубокое влияние традиционной музыки, в частности, её аранжировок индейским певцом Атауальпой Юпанки и поэтом Пабло Нерудой . Став в 1960-е годы активным участником музыкального движения «Новая песня» ( исп. Nueva Canción ), исполнял народные мелодии в принадлежавшем Анхелю Парре культурном центре Ла Пенья-де-Лос-Парра в Сантьяго. В 1966 году выпустил в звукозаписывающей компании «Demon» свой первый сольный альбом .

Многие из его песен были посвящены Эрнесто Че Геваре , Камило Торресу , Сальвадору Альенде , Панчо Вилье , Хо Ши Мину и другим выдающимся его современникам.

Убийство

Утром 12 сентября , сразу после переворота, Виктор Хара направился в университет, где он работал на радиостанции. Военные окружили кампус и арестовали тысячи человек, вместе с ними и Хару, и переместили всех на столичный стадион «Чили», превращённый в концлагерь . В течение четырёх дней его избивали, пытали электрическим током, ломали руки. 15 сентября его отвели в раздевалку стадиона и там убили выстрелом в голову, после чего выпустили в тело автоматную очередь. Позже его тело было обнаружено на улице в Сантьяго . В 1990 году в рамках правительственного расследования были официально проведены эксгумация и вскрытие тела, которое показало, что в него было выпущено 44 пули. Кисти рук, вопреки легенде, не были отрублены, но были сильно изуродованы. Голова была проломлена, а кости переломаны в тридцати местах .

Убийцы Виктора Хары, военнослужащие чилийской армии, известны: это лейтенант Педро Барьентос и подполковник Уго Санчес Мармонти. Именно они непосредственно совершили убийство. Им помогали ещё шестеро: Роберто Супер , Рауль Хофре, Эдвин Димтер Бьянки , Нельсон Ассе, Луис Бетке и Хорхе Смит .

Похороны

В декабре 2009 года останки Виктора Хары были перезахоронены в столице Чили — Сантьяго .

Суд над убийцами

Могила Виктора Хары на Общем кладбище Сантьяго . Надпись: «До победы!»

В декабре 2008 года всем восьмерым участникам преступления чилийский суд предъявил обвинения. Семеро, проживающие в Чили, были арестованы, а Педро Барьентос заявлен в розыск через Интерпол . По словам свидетелей, именно Педро Барьентос приказал солдатам затащить Хару в один из подвалов, где лично сломал ему все пальцы на руках ударами рукояткой револьвера. После этого Барьентос стал играть с полуживым певцом в « русскую рулетку ». Затем лейтенант Барьентос выстрелил Харе в затылок и приказал сделать то же самое вооружённым автоматическими винтовками рядовым .

В 2012 году чилийские тележурналисты нашли Барьентоса в США. В 1989 году он женился на гражданке США, получил гражданство США и поселился во Флориде в городе Делтона . Чилийское правительство подготовило запрос в США на экстрадицию Барьентеса, но так его и не отправило (как объяснили в министерстве иностранных дел, из-за большого объёма текста его перевод всё ещё не закончен). 5 сентября 2013 года, не дожидаясь экстрадиции, семья Хары (вдова и две дочери) подала иск в один из федеральных судов на территории Флориды. В этом случае Барьентосу грозил лишь денежный штраф .

В июне 2016 года суд присяжных во Флориде признал бывшего офицера чилийской армии, гражданина США Педро Барьентоса виновным в убийстве певца Виктора Хары в Сантьяго в 1973 году. Кроме того, семье Хары по решению суда должны выплатить 28 млн долларов в качестве компенсации.

4 июля 2018 года было вынесено судебное решение в отношении девяти отставных чилийских военных в похищении, пытках и убийстве Виктора Хары. Подавляющее большинство подсудимых получило по 18 лет тюрьмы. Ещё одному отставному военному дали 5 лет заключения за сокрытие преступлений. Приговор вынес судья апелляционного суда Сантьяго Мигель Васкес. По решению суда власти Чили должны выплатить около двух миллионов долларов родственникам жертв .

Память

Мемориальный памятник Виктору Хара на площади Карла Маркса в Барселоне . Скульптор Лаутаро Диас

Примечания

  1. Víctor Jara // — 2005.
  2. Victor Jara // (бук.) — 1978. — ISSN
  3. . Взгляд (4 декабря 2009). Дата обращения: 4 декабря 2009. Архивировано из 9 мая 2013 года.
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #118775987 // (нем.) — 2012—2016.
  5. // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  6. Augustyn Adam. от 28 июля 2021 на Wayback Machine // Encyclopedia Britannica online.
  7. от 15 июля 2012 на Wayback Machine . Los Angeles Times, September 09, 2003
  8. от 29 сентября 2020 на Wayback Machine . Российская газета, 28 сентября 2013 года
  9. от 7 ноября 2017 на Wayback Machine . The New York Times, September 5, 2013
  10. от 24 апреля 2017 на Wayback Machine . Новости NEWSru.com, 16 апреля 2015 года
  11. от 13 ноября 2017 на Wayback Machine . The New York Times, December 28, 2012
  12. от 7 февраля 2016 на Wayback Machine . Радио «Свобода», 11 сентября 2013 года
  13. . Эхо Москвы. Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано из 4 июля 2018 года.
  14. (англ.)
  15. Визбор Ю. И. Не верь разлукам, старина / Сост. Р. Шипов. — М.: Эксмо, 2007. — С. 375.

Литература

  • Владимирская Т. Л., Владимирский С. Н. «Новая песня» Чили. — М.: Музыка, 1986.
  • Косичев Л. Гитара и пончо Виктора Хары. — М.: Художественная литература, 1985.
  • Хара Дж. — М.: Радуга, 1986. — отрывки
  • Хара Дж. — М.: Радуга, 1986. (pdf)

Ссылки

Источник —

Same as Хара, Виктор