13-я танковая дивизия (вермахт)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сохэй ( яп. 僧兵 Со:хэй , буквально «монах-солдат») — буддийские монахи-воины феодальной Японии . В определённые моменты истории они обладали значительной властью, вынуждая тем самым имперское и военное правительства к сотрудничеству.
Они были похожи на горных аскетов ямабуси , но, в отличие от ямабуси- отшельников , сохэи обычно были организованы в крупные армии или подразделения. Наиболее известен их монастырь Энряку-дзи на горе Хиэй , неподалёку от Киото .
Много общих черт сохэй имели с монахами-воинами из Германии (см. Тевтонский орден ) или другими религиозными орденами (например, таких как участие в крестовых походах; сохэй не работали как отдельные лица или даже как члены отдельных храмов, а скорее как воины большого братства или монашеского ордена).
Впервые монахи-воины «заявили о себе» в конце X века , в эпоху Хэйан , во время жёстких политических раздоров между буддистскими храмами и сектами за получение от императора различных титулов. В основном противостояние шло в районе городов Киото и Нара , в 4 самых больших храмах Японии — Тодай-дзи , Кофуку-дзи , Мии-дэра и Энряку-дзи .
Первое вооружённое столкновение случилось в 949 году , когда 56 монахов из Тодай-дзи вышли к императорскому дворцу в Киото протестовать против неугодного им назначения. Такого рода выступления продолжались весь X век и часто заканчивались смертоубийством.
С 981 года начались столкновения между 2 главными храмами буддистской секты Тэндай — Энряку-дзи и Мии-дэра. Вооружённые стычки между этими храмами шли с перерывами на протяжении всего XI века и начала XII. Вместе с армиями увеличилось и насилие. Иногда дело доходило даже до сожжения неприятельской обители. Другие храмы тоже понемногу втягивались в конфликты, объединяясь со вчерашними врагами для противостояния другим храмам.
В конце XII века в Японии началась затяжная гражданская война . Храмы отвлеклись от постоянных склок, наблюдая за событиями, происходящими в стране. Враждующие дома Минамото и Тайра пытались склонить на свою сторону воинствующих монахов Киото и Нары чтобы пополнить ими свои армии самураев . Сохэи заявили о себе в 1180 году, когда монахи Мии-дэра вместе с самураями из дома Минамото пытались защитить мост через реку Удзи от наступления войск Тайры. Во время этого сражения, известного как битва при Удзи , монахи разобрали опоры моста, чтобы конные самураи не могли перейти реку.
После войны Гэмпэй многие монастыри стали реформироваться. Их политическая сила росла в целом мирными способами, и сохэи почти что не участвовали в сражениях XIII—XIV веков. Во время войн эпохи Намбокутё гора Хиэй дала убежище восставшему императору Го-Дайго . Со своим сыном и сохэями он попытался собрать силы для кратковременного восстания против сёгуната Камакура . После этого к власти пришло другое военное правительство, сёгунат Асикага , тем самым положив конец реставрации Кэмму . Новый сёгунат поддерживал секту дзэн больше, нежели другие, а потому навлёк на себя гнев монахов-воинов. С 1340 по 1360 год между храмами секты дзэн и тэндай случилось множество столкновений.
Война годов Онин , начавшаяся в 1467, повлекла за собой более чем вековую гражданскую в Японии и заставила монахов-воинов снова реформироваться. В отличие от смуты годов Дзёкю и вторжения монголов в XIII веке, главным театром боевых действий войны Онин стал Киото, а потому сохэи не могли остаться в стороне. К тому же в стране появились новые секты монахов-воинов. В то время как монахи с горы Хиэй являлись приверженцами учения Тэндай, новоиспечённые монахи, которым дали собирательное название икко-икки , следовали правилам дзёдо-синсю (Истинной Школы Чистой Земли). Этого учения придерживались, помимо прочих, многие священники-фундаменталисты, крестьяне и дома, которые готовы были бороться за свои убеждения. В 1488 году их лидер по имени Рэннё поднял восстание против власти самураев, и монахи-воины завладели провинцией Кага . С этого направления они и начали расширяться, захватив храм Исияма Хонган-дзи в Нагасиме (совр. префектура Миэ ). Чуть позже под их управлением оказалась часть земель в провинции Микава (часть совр. п. Айти ). Их могущество и влияние привлекло внимание одних из сильнейших князей эпохи воюющих провинций — Оды Нобунаги и Токугавы Иэясу . Они считали монахов-воинов врагами законов самураев и угрозой для их власти. Иэясу напал на монахов Микавы в 1564, однако не сумев разгромить их в битве, вернулся позднее с монахами дружественной ему школы дзёдо-сю , победил и отобрал у проигравших почти все владения.
Пока власть Оды Нобунаги укреплялась и ширилась в конце 1560-х, монахи Энряку-дзи набирали военную силу и на улицах Киото возобновились стычки, теперь уже ними и новой буддистской сектой нитирэн . После победы над врагом, они начали искать союзников среди даймё . К их несчастью, они связались с домами Асаи и Асакура , которые были заклятыми врагами Нобунага. 29 сентября 1571 года 30-тысячная армия Ода взяла штурмом гору Хиэй и сожгла монастырь Энрякудзи. Хотя сам храм позднее восстановится, монахов-воинов в нём более не было.
Потом Ода Нобунага вступил в схватку с икко-икки в их крепостях Нагасима и Исияма Хонган-дзи. Летом 1574-го, с помощью старого пирата Куки Ёситаки, Нобунага заблокировал их крепости и начал морить монахов голодом. 20 тысяч человек было сожжено вместе с их домами. Двумя годами позднее Нобунага вернулся в Исияму Хонган-дзи, в храм, который он не смог покорить в прошлый раз. В двух морских битвах при Кидзугавагути Нобунага разгромил дом Мори , флот которого до сих пор считался сильнейшим в регионе. Окончательно сохэи были вынуждены сдаться в 1580 году .
В период с 1580 по 1590 не только монахи-воины, но и вся Японии поделилась на два лагеря: сторонников Тоётоми Хидэёси либо его соперника в борьбе за власть — Токугава Иэясу . Когда последний в 1603 году наконец обретёт полную власть над всей страной, эпоха сохэев навсегда закончится.
Сохэи имели довольно разнообразное вооружение. Хоть чаще всего с ними ассоциируется нагината , монахи-воины также часто использовали луки, танто (кинжалы) и вакидзаси (короткие мечи).
Сохэи, так же как и обыкновенные буддистские монахи, одевались в одежды, похожие на кимоно , обычно белое снизу и бежевое сверху. На ногах носили традиционные японские сандалии ( гэта , варадзи и пр.). Голову же покрывали белыми платками или повязкой хатимаки .
Снаряжение монахов икко-икки было чуть более разнообразным из-за их крестьянского происхождения, начиная с простого сельского одеяния и заканчивая разными видами нагрудников и шлемов. Помимо вышеописанного вооружения, у монахов икко-икки было небольшое количество аркебуз.