Золотой треугольник
- 1 year ago
- 0
- 0
«Золотой петушок» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова , написанная в 1908 году по « Сказке о золотом петушке » А. С. Пушкина (либретто В. И. Бельского ).
Начало работы над оперой относится к осени 1906 года. Решение сочинять оперу на этот сюжет пришло очень быстро. Ещё в июле 1906 года Римский-Корсаков писал в письме Кругликову, что у него «нет охоты думать о каких-либо планах», а уже в октябре записывает шуточный стишок:
Сочинять хочу не в шутку
"Золотого петуха"
Хи, хи, хи, да ха, ха, ха.
Сочинение оперы происходило в стремительном темпе. В сентябре 1907 года партитура была завершена и отдана в печать. В январе 1908 года директор императорских театров В. А. Теляковский отдал либретто оперы в драматическую цензуру. Первоначально пропустив текст либретто без изменений, на другой день цензура взяла его обратно и потребовала множественных изменений. В итоге Римский-Корсаков был вынужден согласиться с некоторыми цензурными изменениями, впрочем, он потребовал, чтобы на спектакле продавались отдельно книжечки с полным текстом либретто в оригинальной версии. Однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось, она была поставлена лишь после его смерти.
Либретто оперы на основе стихов Пушкина создал Владимир Бельский, который также написал либретто к операм Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ». Текст сказки сохранён в опере с минимальной правкой, но со значительными дополнениями, которые, в свою очередь, также написаны в стиле оригинала.
Помимо четырёх главных персонажей сказки (царь, звездочёт , царица и петушок), в опере появились ещё двое: воевода и ключница , а два царевича обрели имена: Гвидон (из другого произведения Пушкина) и Афрон. Опера разделяется на три акта, действие которых разворачивается соответственно в палатах Додона, в стане Шемаханской царицы и в предместье Додоновой столицы. Также в опере есть пролог и эпилог, которые объединяет звездочёт.
Мировая премьера прошла в Москве 24 сентября 1909 силами артистов Оперного театра Зимина под управлением Эмиля Купера (на сцене Театра Солодовникова ). Премьеру предварял анонс:
Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова „Золотой петушок“, непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре г. Зимина.
— « Русские ведомости » за 16 (03) июля 1908 года
Постановку осуществил режиссёр Пётр Оленин , художник Иван Билибин ; Шемаханская царица — Аврелия-Цецилия Добровольская, Додон — Николай Сперанский, Звездочёт — Владимир Пикок, Амелфа — Александра Ростовцева, Полкан — Капитон Запорожец, Гвидон — Фёдор Эрнст, Афрон — Андрей Диков, Золотой петушок — Вера Клопотовская.
6 ноября 1909 года опера была поставлена в московском Большом театре под управлением Вячеслава Сука ; режиссёр Василий Шкафер , художник Константин Коровин ; Шемаханская царица — Антонина Нежданова, Додон — Василий Осипов, Звездочёт — Антон Боначич. История создания спектакля была сложной. Разрешение на осуществление спектакля пришлось ждать более года - политические намеки вызывали неудовольствие властей; на протяжении всей работы цензурный комитет вносил изменения в тексты и сценографию. К. Коровин даже предлагал полностью отменить постановку, а созданные костюмы использовать для оперы «Снегурочка» .
За рубежом опера впервые была поставлена 15 апреля 1914 в Лондоне (на русском языке). В 1914 году в Париже состоялась премьера постановки оперы-балета « Золотой петушок » на русском языке (дирижёр Пьер Монтё , хореография Михаила Фокина , декорации Натальи Гончаровой). В 1918 году в Нью-Йорке Адольф Больм воспроизвёл фокинскую оперу-балет в Метрополитен-опера . Другие постановки имели место в Берлине (1923), Вроцлаве (1950) и т. д.
Персонаж | Голос |
Исполнитель на премьере в Оперном театре Сергея Зимина
24 сентября 1909 (Дирижёр: Эмиль Купер ) |
Исполнитель на премьере в
Большом театре
6 ноября 1909 (Дирижёр: Вячеслав Сук ) |
---|---|---|---|
Царь Додон | бас | Николай Сперанский | Василий Осипов |
Царевич Гвидон | тенор | Фёдор Эрнст | |
Царевич Афрон | баритон | Николай Чистяков | |
Воевода Полкан | бас | Капитон Запорожец | |
Ключница Амелфа | контральто | Александра Ростовцева | |
Звездочёт | тенор-альтино | Владимир Пикок | Антон Боначич |
Шемаханская царица | сопрано | Аврелия-Цецилия Добровольская | Антонина Нежданова |
Золотой петушок | Вера Клопотовская |
Бояре, боярские жёны и дети, слуги, стража, народ, ратники, пушкари, рабыни, скороходы, арапчата.
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1945 | Метрополитен-опера (Нью-Йорк) | Эмиль Купер | Додон — Norman Cordon, Гвидон — Richard Manning, Афрон — Hugh Thompson, Полкан — John Gurney, Амелфа — Margaret Harshaw, Звездочёт — Anthony Marlowe, Шемаханская царица — Patrice Munsel, Петушок — Thelma Votipka | Omega Opera Archive 214; Bensar OL 31045 | На английском |
1951 | Хор и оркестр Всесоюзного радио | Александр Гаук | Додон — Алексей Королёв , Гвидон — Павел Чекин , Афрон — , Полкан — Сергей Красовский , Амелфа — , Звездочёт — Павел Понтрягин , Шемаханская царица — Надежда Казанцева , Петушок — Лина Шухат | Aquarius Classic AQVR 350-2 | |
1961 | Хор и Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (Рим) | Массимо Фречча | Додон — Борис Христов , Гвидон — Aldo Bertocci, Афрон — Mario Borriello, Полкан — Giorgio Tadeo, Амелфа — Giovanna Fioroni, Звездочёт —Tommaso Frascati, Шемаханская царица — Gianna D' Angelo, Петушок — Maria Monaci | Michael D. Polimmeni MDP Collectors Limited Edition 023 | На итальянском |
1962 | Хор и оркестр Всесоюзного радио | Евгений Акулов , Алексей Ковалёв | Додон — Алексей Королёв , Гвидон — Юрий Ельников , Афрон — А. Поляков, Полкан — Леонид Ктиторов, Амелфа — , Звездочёт — Геннадий Пищаев , Шемаханская царица — Клара Кадинская , Петушок — Н. Полякова | Д 010653-8, C 0377-82 | |
1968 | Хор и оркестр Всесоюзного радио | Евгений Акулов , Алексей Ковалёв | Состав тот же, что в записи 1962 года | MEL CD 10 02331 | |
1971 | Нью-Йоркская городская опера | Юлиус Рудель | Додон — Norman Treigle, Гвидон — Gary Glaze, Афрон — David Rae Smith, Полкан — Edward Pierson, Амелфа — Muriel Costa-Greenspon, Звездочёт — Enrico Di Giuseppe, Шемаханская царица — Beverly Sills, Петушок — Syble Young | BJR S 142 | На английском |
1979 | Хор Шотландской оперы, Шотландский симфонический оркестр BBC | Генри Льюис | Додон — William McCue, Гвидон — John Robertson, Афрон — Donald Maxwell, Полкан — Norman White, Амелфа — Claire Livingstone, Звездочёт — John Winfield, Шемаханская царица — Elizabeth Gale, Петушок — Marie Slorach | На английском | |
1985 | Болгарская национальная опера | Димитр Манолов | Додон — Nicolai Stoilov, Гвидон — Ljubomir Bodurov, Афрон — Emil Ugrinov, Полкан — Kosta Videv, Амелфа —Evgenia Babacheva, Звездочёт — Lyubomir Diakovski, Шемаханская царица — Elena Stoyanova, Петушок — Yavora Stoilova | Capriccio 10 760/61 (1996) | |
1987 | Академический Большой хор Всесоюзного Радио и Телевидения, Академический симфонический оркестр Московской Государственной филармонии | Дмитрий Китаенко | Додон — Евгений Нестеренко , Гвидон — Вячеслав Войнаровский , Афрон — , Полкан — Алексей Мочалов , Амелфа — Раиса Котова , Звездочёт — , Шемаханская царица — , Петушок — |
Мелодия
А10 00531-6 (1989) |
MEL CD 10 01398 (2008) |
1988 | Хор и оркестр Большого театра СССР | Евгений Светланов | Додон — Артур Эйзен , Гвидон — Аркадий Мишенькин, Афрон — Владимир Редькин , Полкан — , Амелфа — Нина Григорьева (Гапонова) , Звездочёт — , Шемаханская царица — , Петушок — Ирина Удалова |
Мелодия
А10 00655 003 (1990) |
|
1998 | Ковент-Гарден | Владимир Юровский | Додон — Паата Бурчуладзе (Paata Burchuladze), Гвидон — Илья Левинский (Ilya Levinsky), Афрон — Гэри Маги (Gary Magee), Полкан —Максим Михайло (Maxim Mikhailov II), Амелфа — Александра Дурсенёва (Alexandra Dursseneva), Звездочёт — Жан-Поль Фушекур (Jean-Paul Fouchécourt), Шемаханская царица — Елена Келесиди (Elena Kelessidi), Петушок — Джиллиан Уэбстер (Gillian Webster) | Premier Opera Ltd. CDNO 11042 (2003) |
Источники: ,
Год | Организация | Режиссёр | Дирижёр | Солисты | Производитель | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Нью-Йоркская городская опера | Юлиус Рудель | Додон — Norman Treigle, Гвидон — Gary Glaze, Афрон — David Rae Smith, Полкан — Edward Pierson, Амелфа — Muriel Costa-Greenspon, Звездочёт — Enrico Di Giuseppe, Шемаханская царица — Beverly Sills, Петушок — Syble Young | BJR S 142 | На английском | |
1986 | Армянский академический театр оперы и балета имени А. А. Спендиарова | Роман Тихомиров | Арам Катанян | Додон — Григор Гонджиян, Гвидон — Рубен Кубелян, Афрон — Сергей Шушарджан, Полкан — Арутюн Караджан, Амелфа —Мариэтта Шахвердян, Звездочёт — Гранд Айвазян, Шемаханская царица — Эллада Чахоян, Петушок — Сусанна Мартиросян | Гостелерадио СССР | (недоступная ссылка) |
1988 | Хор и оркестр Большого театра СССР | Георгий Ансимов | Евгений Светланов | Додон — Артур Эйзен , Гвидон — Аркадий Мишенькин, Афрон — Владимир Редькин , Полкан — , Амелфа — Нина Григорьева (Гапонова) , Звездочёт — , Шемаханская царица — , Петушок — Ирина Удалова | Гостелерадио СССР | (недоступная ссылка) |
2002 | Оркестр Парижа , хор Мариинского театра | Энносуке Итикава | Кент Нагано | Додон — Альберт Шагидулин, Гвидон — Илья Левинский, Афрон — Андрей Бреус, Полкан — Илья Банник, Амелфа — Елена Манистина, Звездочёт — Барри Бэнкс, Шемаханская царица — Ольга Трифонова, Петушок — Maria Saenz | TDK «Mediactive» DV-OPLCO (2004) |
Источники: ,