Interested Article - Поколение (фильм)

«Поколение» ( польск. Pokolenie ) — дебютный фильм режиссёра Анджея Вайды . Военная драма, снятая в 1954 году студией «Кадр» (Польша). Картина — первая часть трилогии, продолженная лентами « Канал » (1956 год) и « Пепел и алмаз » (1958 год). По оценкам критиков, фильм знаменует начало существования такого социально-художественного направления, как Польская школа кинематографа , возникшего в условиях политической оттепели начала 1950-х годов .

Сюжет

1942—1943 годы. Молодой «патриотически настроенный вор» Стах Мазур (Ломницкий) живёт в бедном районе Варшавы , оккупированной нацистами . Он с друзьями пытается украсть уголь из немецких военных поездов. Попытка проваливается: товарищ застрелен часовым, раненому Стаху удаётся скрыться.

Мазур устраивается на работу в мастерские. Он знакомится с красивой девушкой Доротой (Моджиньска), которая вдохновляет его на участие в деятельности подпольной коммунистической ячейки сопротивления. Группа разрабатывает и осуществляет операцию по оказанию помощи узникам еврейского гетто , где готовится восстание .

В ролях

Дубляж на русский язык

Фильм дублирован на киностудии им. Горького .

Художественные особенности

Фильм снят в манере, свойственной Анджею Вайде в этот период: сочетание лаконичного экспрессионизма чёрно-белого цвета с мощным символизмом , берущим корни из польского романтизма . Он может также рассматриваться как каталог будущих тематических интересов режиссёра, повествовательных решений и стилистических особенностей и, таким образом, как ключ к пониманию всего его творчества .

Критика

При позитивных, в целом, оценках фильма, критики принимают его с определёнными оговорками. Показательно мнение Майкла Брука, одного из кураторов национального архива Британского института кино : «Картина получила широкую известность как источник, из которого возникло послевоенное польское кино. Хотя, безусловно, фильм — новаторский, его историческое значение невозможно игнорировать или отрицать, но, в конечном счёте, он скорее внесён в каноны Вайды, как фильм на перспективу, не достигший уровня шедевра» .

Ряд критиков бо́льшее внимание уделял исторической и идеологической составляющим фильма. Так, Ден Шнайдер в своём издании «Сosmoetica» пишет: «„Поколение“ не является чрезвычайно хорошим фильмом. Нет, это не плохой фильм, но визуально очень напоминает посредственные фильмы нуар 1940-х годов смешанные с итальянским неореализмом <…> Что касается героев фильма, то они являются нереально одномерным инструментарием в руках агитпропа , который заложен в самой сущности „Поколения“. Правда, надо понимать, что фильм должен был получить зелёный свет от польских цензоров. Но в отличие от того, что позже будет достигнуто более зрелым Вайдой и кинорежиссёрами, такими как Роман Полански (который играет небольшую роль в фильме) и Кшиштоф Кесьлёвский , „Поколение“ выглядит более как лакировка коммунизма» .

Дополнительные факты

Примечания

  1. Мазерская Е. (англ.) . The Criterion Collection (25 мая 2005). Дата обращения: 8 мая 2012. 23 июня 2012 года.
  2. от 20 декабря 2011 на Wayback Machine на сайте cinepassion.org
  3. Brooke М. (англ.) . Kinoblog. A survey of Central and Eastern European cinema.. Дата обращения: 8 июня 2012. Архивировано из 24 сентября 2012 года.
  4. Черненко М.М. от 29 января 2021 на Wayback Machine // М ., Искусство , 1965 , LCCN 66049171
  5. Schneider D. (англ.) . Alt Film Guide. Дата обращения: 8 июня 2012. 24 сентября 2012 года.

Ссылки

Источник —

Same as Поколение (фильм)