Interested Article - Клаус, Эмиль

Эмиль Клаус ( нидерл. Emile Claus ; 27 сентября 1849 , Варегем 14 июня 1924 , Дейнзе ) — бельгийский художник, один из главных представителей импрессионистской живописи в Бельгии и основоположник люминизма .

Жизнь и творчество

Э.Клаус родился в многодетной семье сельского лавочника. Учиться рисованию начал в местной художественной школе. По совету композитора Петера Бенуа , Клаус в 1869 году поступает в антверпенскую Академию изящных искусств, где изучает портретную, историческую и пейзажную живопись. В 1874 году он заканчивает учёбу в Академии. В 1875 году художник с успехом выставляет свои работы в Генте , и в 1876 — в Брюсселе .

В ранний период своего творчества Э.Клаус занимается в основном портретной и жанровой живописью. Он пишет в реалистической манере, преимущественно в тёмных тонах, и использует социальную тематику (напр. полотно Богатство и бедность (1880) ). В 1879 году художник совершает путешествие по Испании, Марокко и Алжиру. В 1882 состоялся его дебют на Парижском Салоне , где Клаус представляет свою картину Бой петухов во Фландрии (1882) . Начиная с этого момента он проводит много времени в Париже, особенно зимой, и подпадает под творческое влияние французского художника Бастьен-Лепажа , также писавшего на социальные темы в реалистической манере.

С приходом финансового достатка в 1883 художник покупает на родине виллу Zonneschijn (Солнечное сияние) . В 1886 он женится на Шарлотте Дюфо, дочери нотариуса из соседнего Дейнзе. В этот период Клаус рисует в основном пейзажи родной природы, выдержанные в реалистическом стиле. Во время жизни в сельской местности он поддерживает дружеские отношения и ведёт оживлённую переписку с художником Альбином ван ден Абеле , скульптором Константином Менье , писателями Сирилом Бёйссе и Эмилем Верхарном . Через них, а также через художника Анри Ле Сидане , Клаус открывает для себя такое явление, как французский импрессионизм. Знакомство с работами импрессионистов меняет и живопись самого Э.Клауса — его краски становятся более светлыми и тёплыми: он уделяет больше внимания взаимодействию света и тени, благодаря чему формальные вопросы отступают на второй план ( Зимородки (1891) ). Среди французских импрессионистов особое влияние на живопись Э.Клауса оказал Клод Моне . В работах обоих художников сходной является не только цветовая гамма, но и даже практически одинаковый подбор сюжетов для своих полотен (в лондонский период). Постоянный поиск новых форм выражения и световые эксперименты сделали Э.Клауса непосредственным предшественником такого течения в живописи Бельгии, как люминизм . В Париже Клаус также дружит с известными деятелями культуры, среди которых писатели Эмиль Золя и Морис Метерлинк .

Вплоть до начала Первой мировой войны художник подготовил немало учеников, в их числе были Анна де Верт , Роберт Хаттон Монкс , , , и другие. В ноябре 1893 он вступает в художественную группу Union Artistique . Её целью были — как и у аналогичных групп французских импрессионистов — организация выставок и продажа картин. Кроме этого, работы Клауса появляются на выставках брюссельского союза художников La Libre Esthétique в 1896 году и на Берлинском сецессионе . В 1904 Э.Клаус создаёт, совместно с живописцем , группу Vie et Lumièrе , в которую позднее вступают такие художники, как Джеймс Энсор , Вильям Дегув де Нункве и .

Вплоть до Первой мировой войны Э.Клаус много путешествует — он неоднократно посещает Париж, Нидерланды; в 1907 году совершает поездку по США, в 1914 — на Лазурный берег Франции. Перед самым вступлением немецких войск в 1914 году в его родной городок художник успевает эмигрировать в Англию. Здесь он живёт в Лондоне , в доме на берегу Темзы . Основной темой для творчества мастера в годы изгнания была эта лондонская река. Картины Э.Клауса с пейзажами Темзы, написанные в постимпрессионистской манере, пользовались большим успехом как в Лондоне, так и в Брюсселе после войны.

После окончания военных действий Э.Клаус возвращается на свою виллу в Астене . Здесь он скончался в 1924 году и был похоронен в своём саду. На могиле мастера был установлен мраморный памятник работы Жоржа Минне .

Э.Клаус является одним из важнейших представителей бельгийского импрессионизма. Он был одним из тех художников, кто определял само развитие живописного искусства в Бельгии. С 1905 года он — член Антверпенской Академии искусств. Был награждён различными орденами, в том числе бельгийским орденом Леопольда , был кавалером ордена Почётного легиона (с 1904 года).

Литература

  • Ausstellungskatalog Waregem: Retrospektieve Emile Claus . Gemeentekrediet, Brüssel 1985.
  • Götz Czymmek: Guillaume Vogels und Emile Claus, zwei belgische Impressionisten . Ausstellungskatalog Wallraf-Richartz-Museum, Köln 1988.
  • Götz Czymmek (Hrsg.): Landschaft im Licht, impressionistische Malerei in Europa und Nordamerika . Ausstellungskatalog Wallraf-Richartz-Museum, Köln 1990.
  • Ghida Khairallah: Belgian paintings, 1880—1930 . Whitford and Hughes, London 1990.
  • Johan De Smet: Emile Claus . Snoeck-Ducaju, Gent 1997, ISBN 90-5325-070-0 .

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Emile Claus // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. Emile Claus // (англ.) — 2010.
Источник —

Same as Клаус, Эмиль