Гербарт, Иоганн Фридрих
- 1 year ago
- 0
- 0
Иога́нн Фри́дрих Ре́йхардт ( нем. Johann Friedrich Reichardt ; 25 ноября 1752 , Кёнигсберг — 27 июня 1814 , Гибихенштайн, ныне Галле ) — немецкий композитор и писатель о музыке.
Отец Рейхардта, (ок. 1720—1780), сын садовника, стал кёнигсбергским городским музыкантом, играл на многих инструментах и особенную известность приобрёл как виртуоз на лютне , ученик Тимофея Белоградского . Иоганн Фридрих с детства учился игре на разных инструментах у своего отца, в 1764 году также брал уроки у Ф. А. Фейхтнера , которому в 1772 году посвятил свой скрипичный концерт . Несмотря на это, первоначально изучал философию и право в Кёнигсберге, а в 1769—1771 гг. и в Лейпцигском университете . Некоторое время концертировал как исполнитель, затем служил чиновником в Рагните, но послал свою оперу королю Фридриху II и был приглашён на место придворного капельмейстера в Берлине, освободившееся после смерти Иоганна Фридриха Агриколы . Занимая этот пост без малого 20 лет, совмещал его с многочисленными поездками в Австрию, Италию и Францию, где близко общался с ведущими культурными деятелями эпохи, однако после смерти Фридриха II стал пользоваться при дворе репутацией неблагонадёжного. В 1792 г. опубликовал под псевдонимом книгу «Доверительные письма» ( нем. Vertrauten Briefe , в 2 томах), в которой, среди прочего, с симпатией отзывался о французской революции. Авторство раскрылось, и в 1794 г. Рейхардт был уволен с придворной службы. Жил в Швеции и Дании, в 1796 г. получил место инспектора соляных промыслов в Галле.
На рубеже веков некоторое время жил во Франции, опубликовал книгу «Наполеон Бонапарт и французский народ» ( нем. Napoleon Bonaparte und das französische Volk ; 1802), но в конце концов разочаровался в Наполеоне, уехал в Данциг и там выступал против него. Тем не менее, Жером Бонапарт вынудил Рейхардта в 1807—1808 гг. занять пост капельмейстера в Касселе , откуда он уехал в Вену, пытаясь заинтересовать тамошнюю аудиторию своими операми.
Рейхардт считается основателем нового рода музыкальных сочинений — лидершпиль , то есть водевиля с музыкой. Первым опытом его в этом роде было Liebe und Treue. Писал оперы, в которых старался подражать Хассе и Глюку , песни на слова Гёте , сонеты и пр. Для четырёх его зингшпилей (Claudine von Villa Bella, Lila Singspiel, Erwin und Elmire, Jery und Bätely) либретто написал Гёте. Написал музыку к драме «Макбет» Шекспира в обработке Готтфрида Августа Бюргера .