Киртан
- 1 year ago
- 0
- 0
Ки́ртан(а) , или санки́ртан(а) ( санскр. कीर्तन , IAST : Kīrtana ; «повторять») — форма духовной практики в индуизме и сикхизме , заключающаяся в коллективном воспевании имён и славы Бога. Киртан практикуется во всех направлениях индуизма , но наибольшее распространение эта практика получила в вайшнавизме .
Киртан проводится следующим образом: сначала ведущий поёт целиком или по частям мантру, затем все хором её повторяют, затем снова вступает ведущий и т. д. Пение обычно аккомпанируется на мридангах и караталах (маленьких цимбалах), также используется фисгармония и иногда другие инструменты. В киртане, как правило, используются традиционные мелодии. В традиции гаудия-вайшнавизма во время пения принято танцевать — танец считается одним из важных элементов кришнаитского бхакти . Киртаны обычно начинаются медленно, а затем ускоряются. Для каждой стадии киртана существуют свои ритмы мриданги и каратал.
Санскритский корень глагола киртт означает «произносить что-либо громко, так, чтобы другие также могли слышать» . Значение слова киртан часто трактуется как «громко провозглашать великолепие Всевышнего для того, чтобы все слышали». Задачей практикующего киртан является на время целиком погрузиться в духовную звуковую вибрацию.
Танец является физическим элементом киртана. Когда люди испытывают исключительную степень радости и доверия, им хочется максимально раскрыть свои объятия. Противоположное тоже верно: когда люди раскрывают свои руки, это заставляет их почувствовать радость. Поэтому руки танцующих во время киртана раскрыты и подняты над головой.
Киртан прост, доступен и не требует подготовки, из-за чего является повседневной практикой многих индуистов.
Начало санкиртане положил в начале XVI века основатель традиции гаудия-вайшнавизма (1486—1534) . Переполняемый глубокими религиозными чувствами, Господь Чайтанья вдохновлял своих последователей выходить на улицы индийских городов и деревень, танцуя и воспевая гимны и мантры во славу Кришне . Это уникальное для индуизма нововведение Чайтаньи впоследствии стало отличительной чертой ИСККОН — современного продолжения гаудия-вайшнавской традиции . Основатель ИСККОН Бхактиведанта Свами Прабхупада сделал санкиртану основной формой проповеди . Согласно вероучению кришнаитов, занимаясь санкиртаной и другими видами духовной деятельности под руководством духовного учителя, душа может восстановить свои вечные взаимоотношения с Кришной и вернуться в духовный мир .
Основы учения Чайтаньи содержатся в восьми стихах « Шикшаштаки », где он объясняет значение киртана и эффект, получаемый от его практики. В одном из стихов Чайтанья говорит:
Слава санкиртане Шри Кришны , которая очищает сердце от пыли, накопившейся за долгие годы, и гасит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Движение санкиртаны — высшее благословение всему человечеству, так как оно распространяет лучи благословляющей луны. В нём — душа всего трансцендентного знания. Оно увеличивает океан духовного блаженства и даёт нам возможность в полной мере насладиться вкусом нектара, которого мы всегда так жаждем.
В Международном обществе сознания Кришны термином «санкиртана» также называется практика распространения/продажи публике религиозной литературы или проповедническая деятельность в целом — практика, которую также называют харина́ма . В 1970-е — 1980-е годы санкиртана являлась основой ИСККОН и главным источником доходов для организации . Собранные на санкиртане денежные пожертвования использовались для поддержания кришнаитских общин и расширения проповеднической миссии основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады . В результате значительного уменьшения удельного числа монахов в ИСККОН в 1990-е — 2000-е годы и произошедшего в результате этого спада миссионерской активности, санкиртана перестала играть центральную роль в финансовом поддержании организации .
Начиная с конца 1970-х годов, практика санкиртаны часто является предметом судебных разбирательств в США и ряде других стран мира. В Америке, ряд дел по санкиртане прошёл все инстанции, включая Верховный суд США .
Традицию киртана в сикхизме , называемую , начал Гуру Нанак в в 1500-х годах. Позднее, традиция была продолжена его последователями, в особенности Гуру Арджаном из Амритсара . Киртан продолжал совершаться в Золотом храме в Амритсаре и других исторических гурудварах , с большим вниманием к рагам , талам и .
В киртанах сикхи используют гимны из священного писания сикхизма, . Гимны, называемые шабад, делятся на главы, каждая из которых наименована согласно одной из музыкальных раг: все шабады отдельно взятой главы должны воспеваться согласно определённой раге. Гуру сикхизма придавали киртану огромное значение, называя его «наиболее важным занятием», которое «спасает человека из ада» и в результате которого «все бесконечные страдания уходят прочь, побеждается смерть и душа наслаждается нектаром любви к Богу» . Они также говорили, что «в воспевании имени и славы Бога в киртане можно обрести исполнение всех желаний, силу, радость и вечное блаженство» , «в этот тёмный век Кали-юги , пение киртана обладает огромной силой» и что «воспевая киртан во славу Господа, имя Его поселяется в уме» . В одном из гимнов говорится:
Воспевая киртан в Его славу, мой ум нашёл умиротворение;
Я очистился от грехов, совершённых в бесчисленных воплощениях,
Я нашёл все богатства в моём собственном сердце;
Зачем же тогда я должен идти и искать их где-то?
Возможно первый киртан на Западе провёл Парамаханса Йогананда , воспевая бхаджан «Хей Хари Сундара» («О прекрасный Бог») с 3000 аудиторией в Карнеги-холле в 1923 году . Начиная с 1960-х годов киртан начал приобретать популярность на Западе. Первый публичный киртан на открытом воздухе провёл на Западе Бхактиведанта Свами Прабхупада — основатель Международного общества сознания Кришны . Он состоялся 9 октября 1966 года под одним из деревьев в Томпкинс-сквер-парке в Нью-Йорке . В этот день, среди последователей Свами Прабхупады был известный американский поэт- битник Аллен Гинзберг . В 2001 году , под этим деревом, получившим название «дерево Харе Кришна», по распоряжению мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани в ознаменование этого события была установлена мемориальная доска. За последние полвека, во многом благодаря кришнаитам , традиция киртана распространилась по всему миру. К наиболее популярным исполнителям киртана на западе принадлежат Кришна Дас и Джай Уттал . Современные исполнители киртана часто экспериментируют с использованием неиндийских инструментов, таких как гитара , синтезатор и аккордеон . Также используются элементы западных стилей музыки, таких как джаз или хард-рок .