Interested Article - Самшвилде

Самшвилде ( груз. სამშვილდე , [sɑmʃwildɛ]) — укрепленный город в руинах и археологических раскопках в Грузии , на юге страны недалеко от нынешней одноимённой деревни в муниципалитете Тетрицкаро , в регионе Квемо-Картли . Руины города, в основном средневековые сооружения, простираются на 2,5 км в длину и 400 м в ширину в долине реки Храми .

Некоторые из наиболее узнаваемых памятников — церковь Самшвилде Сиони и цитадель, построенная на скалистом мысе реки.

Самшвилде фигурирует в средневековых грузинских летописях как один из древнейших городов Картли , датируемый третьим веком до нашей эры. В средние века это был важный бастион, а также оживлённый коммерческий и промышленный город. Самшвилде несколько раз переходил из рук в руки. В конце X века он стал столицей армянского Ташир-Дзорагетского царства , позднее был захвачен сельджуками, а после их разгрома в 1064 году был включён в состав Грузинского царства . С середины XIII века, после падения Грузинского царства, Самшвилде пришёл в упадок и утратил своё военное значение. В конце XVIII века он был в руинах.

Этимология

Этимология имени Самшвилде усматривается в грузинском языке. Впервые зафиксирована армянским летописцем начала X века Ованесом Драсханакертци , согласно которому в переводе с грузинского она означает «три стрелы» . На самом деле топоним строится через географическую окружность Грузии и означает «[место] арки» .

История

Предыстория

Самшвилде сосредоточен на естественном укрепленном месте, каменистой местности у слияния рек Храми и Чивчави, в 4 км к югу от города Тетри-Цкаро . Археологическая экспедиция 1968—1970 гг. Обнаружила два слоя культуры куро-араксизма бронзового века в Самшвилде , на южных склонах горы Карнкали, которые датируются серединой четвёртого тысячелетия до нашей эры и третьим тысячелетием до нашей эры соответственно. Этот горизонт включал место поселения и кладбище, а также круглое культовое здание. Были обнаружены следующие предметы: керамика бронзового века и различные обсидиановые инструменты .

Древность

Согласно средневековым грузинским «Хроникам» , Самшвилде ранее был известен как Орби, замок, основание которого было приписано Картлосу, мифическому этнарху грузин Картли , и который был найден сильно укрепленным, но осажденным и завоеванным Александром Великим во время его предполагаемой кампании в грузинских землях . В 3 веке до н. э. под королями Картли, известными в греко-римском мире как Иберия, Самшвилде стал центром подразделений королевства, которым управлял эристави («герцог»), впервые назначенный Фарнавазом , первым в традиционный список королей Картли . Король Арчил (ок. 411—435) дал Самшвилду в дополнение к своему сыну Михрдату , который затем преуспел на престоле Картли. Грузинская хроника приписывает иранской жене Михрдата Сагдухту, обращенной в христианство, построение церкви Сиони в Самшвилде .

Средневековье

Грузинская надпись 8-го века в церкви Сиони

Границы княжества Самшвилде менялись на протяжении всей истории, поскольку южная часть этого героя часто оспаривалась между грузинским царством Картли (Иберией) и соседними королями Армении . Сам город остается одним из ключевых поселений Иберии. Вместе с Тбилиси и Мцхетой Самшвилде входит в число трех главных городов этой страны в армянской географии 7-го века Анании Ширакаци . Грузинская надпись 8-го века в церкви Сиони, в сценарии « Асомтаврули » упоминает двух человек из дома Питиахша, местной династии в иранском стиле, которая, кажется, владела Самшвильде. В то время область вокруг Самшвилде попала под влияние недавно созданного мусульманского эмирата, в центре которого находилась Тбилиси, бывшая королевская столица Картли . На данный момент Самшвилде оспаривалось несколькими правителями Грузии, Армении и мусульман .

Около 888 года Самшвилде был занят армянским королем Смбатом I , который поручил город руководить двумя братьями семьи Гнтуни, Васаком и Ашотом. Братья оказались неуправляемыми, и преемник Смбата, Ашот II , должен был восстановить свою верность силой оружия c. 915 . Васак Гнтуни был все ещё непокорен и, c. В 921 году он заставил грузинского князя Дао Гургена II покинуть пустыню, что привело к тому, что король Ашот подверг осаду крепость. Когда сила, посланная Гургеном, входила в цитадель, между ним и людьми Васака, которые были в крепости, вспыхнуло противостояние. В более позднем противостоянии выжившие солдаты Гургена были схвачены и изуродованы, в то время как Самшвилде снова покорился армянскому королю .

В последнее десятилетие X века Самшвильде перешел к Кюрикидам (младшей ветви армянской царской династии Багратидов ), правивших Ташир-Дзорагетским царством , которые выбрали его в качестве своей столицы. Из-за этого Давид Анхолин , царь Ташира и Дзорагета, был назван Самшвильдари, то есть «Самшвилде», средневековым грузинским автором18. В 1001 году Давид безуспешно восстал из-за гегемонии своего дяди, Король Армении Гагик I , который в ходе трехмесячной кампании опустошил Ташир, Самшвилде и равнину грузин (Врач’даст), как историк Степанос Асогик сослался на окружающий район .

Самшвилде служил столицей Кюрикидов до тех пор, пока член этой династии Кюрике II не был захвачен королем Грузии Багратом IV и должен был спастись, доставив Самшвилде грузинам в 1064 году . Сын Баграта, Георгий II передал контроль над городом своему могущественному вассалу Иоанну I, герцогу Клдекари, тем самым купив его преданность, в 1073 году . Спустя примерно год Самшвильде был завоеван сельджуками при Мелике Шахе и остался как его продвижение в Грузии до 1110 года, когда епископ Чкондидский Георгий осаждал и захватил город во имя царя Давида IV из Грузии . Это побудило сельджуков поспешно эвакуировать большинство окрестных районов. Давид предоставил Самшвилде своему верному полководцу Иване Орбели в 1123 году. Город оставался во владении клана Орбели, потомственного главнокомандующего Грузинского царства, пока корона не потеряла его из-за неудавшегося восстания против Георга III Грузии , в ходе которой армия лояльных к царю штурмовали крепость в 1178 году .

Упадок

Самшвилде подвергся нападению монгольских захватчиков по пути в Тбилиси, столицу Грузии, в 1236 году. В марте 1440 года он был разграблен лидером Кара-Коюнлу Джаханом Шахом , возмущенным отказом Александра I подчиниться Грузии. суверенитет. Согласно современному историку Томасу из Метсофа , Джахан Шах захватил осажденный город «путем обмана» в день Пятидесятницы и уничтожил его население, построив минарет из 1664 человеческих голов, отрезанных у городских ворот; Шестьдесят христианских священников, монахов и дворян были приговорены к смертной казни за отказ от отступничества. Даже некоторые из тех, кто согласился отказаться от христианства, не были спасены. Оставшиеся в живых должны были искать убежище в густых лесах вокруг Самшвилде .

Город так и не оправился от этого удара и утратил своё прежнее значение, за исключением своей функции периферийной крепости29. После окончательного распада Королевства Грузии в 1490-х годах он стал частью Королевства Картли . , В 1578 году Самшвилде был оккупирован Османской армией под руководством Лалы Кара Мустафы-паши во время его победоносной кампании в Грузии, но в 1583 году он был возвращён королем Симоном I из Картли. В 1636 году Ростом из Картли наградил Самшвильде во владении своего казначея Шиоша Хмаладзе, а в 1693 году Ираклий I из Картли передал его знатной семье Бараташвили .

Самшвилде приобрело относительную важность в 1747 году, когда грузинский мусульманский принц Абдуллах-Бег использовал наемников лезгинцев и укрепил крепость Самшвилде в своих попытках бросить вызов владениям Картли, которыми пользовался его христианский родственник Теймураз II. Проекты Абдуллы Бега были сорваны сыном Теймураза , Ираклионом , который напал на Самшвилде и сделал пленного истца в 1749 году. Город был оставлен в руках младшего брата Абдуллы Бека, Хусейна Бега, который в 1751 году сдался Ираклион II из Картли-Кайетии и был переселён в Тбилиси .

Памятники

Одна из разрушенных церквей комплекса Самшвилде.
Руины церкви Сиони в Самшвилде в 2012 году.

Археологические раскопки и архитектурные памятники Самшвильде внесены в список национального наследия Грузии как город Самшвилде (სამშვილდის ნაქალაქარი). Археологические исследования района Самшвильде начались в 1948 году, а систематические усилия по улучшению сохранения этого места начались в 1978 году . В 2000-х годах строительство основных международных трубопроводов в регионе привело к новым археологическим проектам и открытию новых доисторические находки . Многие из позднесредневековых и ранних современных сооружений были дополнительно изучены археологической экспедицией Самшвилде, организованной Университетом Грузии в Тбилиси с 2012 по 2015 году .

Городской район занимает почти треугольную область на мысе в месте слияния Храми-Чивчави и разделен на три основные части. Цитадель находится на востоке, на крутом конце мыса, а город — на западе, между ними крепость. Сайт включает в себя руины нескольких церквей, цитадель, дворцы, дома, мост через реку Чивчави, водные цистерны, бани, кладбище и другие вспомогательные сооружения .

Небольшая церковная комната Святой Георгий находится в самом городе. Грузинская надпись, утраченная в 1672 году и опубликованная Э. Такаишвили, идентифицирует женщину по имени Зилихан, бывшего смотрителя жены короля Вахтанга V Картли, как обновителя церкви .

В стенах крепости находится небольшая каменная церковь Успения , которая содержит большой доисторический чёрный менгир , полный пламени свечи, с крестом и армянским текстом, на котором упоминается принц Смбат, на котором написано. в одиннадцатом веке. Река Храми пропускается другой церковью, известной как Теогенида, вероятно построенная в 12 или 13 веке, возле которой находится структура из четырёх больших камней — тетралита .

Цитадель образована стенами, башнями и тремя большими церквями. Среди них куполообразная церковь Сиони, ныне в руинах, самый узнаваемый памятник Самшвилде. Средневековая традиция приписывает свое строительство королеве Сагдухт 5-го века, но существующее здание восходит к ок. 759—777, как предполагает лучше сохранившаяся грузинская надпись на восточном фасаде, которая содержит ссылки на современных византийских императоров Константина V и Льва IV Язарского . Есть ещё одна грузинская надпись, очень поврежденная, почти неразборчивая на южном фасаде и рядом с ней армянский фрагмент, который идентифицирует армянских католиков Геворга III Лореци (р.1069-1072). Строгие архитектурные формы церкви Самшвильде обнаруживают тесную связь с дизайном церкви Цроми 7-го века в Шида-Картли .

К западу от Сиони находится базилика с тремя нефами, вероятно, армянская церковь, построенная из темных базальтовых камней в десятом или одиннадцатом веке. Третий храм представляет собой дизайн церковной комнаты с выдающейся апсидой и надписью на стене на грузинском языке, в которой упоминается царь Грузии Давид IV (1089—1125) .

Примечания

  1. , p. 440.
  2. , p. 420.
  3. Bondyrev, Igor; Davitashvili, Zurab; Singh, Vijay P. The Geography of Georgia: Problems and Perspectives (англ.) . — Springer, 2015. — P. 109. — ISBN 3319054139 .
  4. , p. 1.
  5. , p. 131.
  6. , pp. 441–442.
  7. Demetradze, Irina; Mirtskhulava, Guram. (неопр.) // Kadmos. — Ilia State University, 2010. — Т. 2 . — С. 1—6 . 5 июля 2019 года.
  8. , p. 9.
  9. , p. 14.
  10. , p. 34.
  11. , p. 185.
  12. , p. 156.
  13. , p. 499.
  14. , pp. 202, 248.
  15. , p. 96.
  16. , pp. 203–204.
  17. , p. 213.
  18. , pp. 202–203.
  19. , p. 163.
  20. , p. 133.
  21. , pp. 299–300.
  22. , p. 81.
  23. , p. 306.
  24. , p. 307.
  25. , p. 323.
  26. , p. 82.
  27. Robert Bedrosian. . www.attalus.org . Дата обращения: 10 мая 2023. 30 июля 2023 года.
  28. , p. 441.
  29. Demetradze, Irina; Mirtskhulava, Guram. (англ.) // (англ.) . — 2010. — Vol. 84 , no. 325 . 26 июня 2015 года.
  30. Mirtskhulava, Guram; Kvirkvelia, Guram; Chikovani, Guram; Gambashidze, Civi . Ancient Heritage in the BTC–SCP Pipelines Corridor . Smithsonian Institution (2007). Дата обращения: 17 июля 2019. Архивировано из 2 октября 2014 года.
  31. . University of Georgia. Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано из 24 января 2018 года.
  32. , p. 444.
  33. , p. 445.

Литература

  • (англ.) / Bedrosian, Robert. — New York, 1987.
  • / Emin, Nikita O.. — Moscow: Lazarev Institute of Oriental Languages, 1864.
  • სამშვილდე [Samshvilde] // ] (неопр.) / Gamkrelidze, Gela; Mindorashvili, Davit; Bragvadze, Zurab; Kvatsadze, Marine. — 1st. — Tbilisi: Georgian National Museum, 2013. — С. 440—446. — ISBN 978-9941-15-896-4 .
  • Hewsen, Robert H. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhac'oyc', the Long and the Short Recensions (англ.) . — Wiesbaden: Reichert, 1992. — ISBN 3-88226-485-3 .
  • Kutateladze, Ketevan. The Names and Titulation of the Kvirikian Kings of Tashir-Dzoraget Kingdom (англ.) // Bulletin of the Georgian National Academy of Sciences — Moambe : journal. — 1997. — Vol. 156 , no. 1 . — P. 161—163 .
  • Lordkipanidze, Mariam. (неопр.) . — Tbilisi: Ganatleba, 1987.
  • Yovhannēs Drasxanakertc'i's History of Armenia (англ.) / Maksoudian, Krikor H.. — Atlanta, Georgia: Scholars Press, 1987.
  • Muskhelishvili, David. Некоторые вопросы истории Грузии в армянской историографии . — Tbilisi: Universal, 2009. — ISBN 978-9941-12-798-4 .
  • Stephen H. Rapp. Studies in medieval Georgian historiography : early texts and Eurasian contexts (англ.) . — Lovanii: Peeters, 2003. — ISBN 90-429-1318-5 .
  • Donald Rayfield . Edge of empires : a history of Georgia (англ.) . — London: Reaktion Books, 2012. — ISBN 978-1-299-19101-3 .
  • Thomson, Robert W. Rewriting Caucasian history: the medieval Armenian adaptation of the Georgian chronicles; the original Georgian texts and the Armenian adaptation (англ.) . — Oxford: Oxford University Press , 1996. — ISBN 0198263732 .
  • Toumanoff, Cyril. Studies in Christian Caucasian history (неопр.) . — Washington, DC: (англ.) , 1963.
  • The Georgian chronicle: the Period of Giorgi Lasha (англ.) / Vivian, Katharine. — Amsterdam: Adolf M. Hakkert, 1991. — ISBN 90-256-0965-1 .
Источник —

Same as Самшвилде