В ритуальной практике
индуизма
используется громадное количество ритуальных текстов. Некоторые из них имеют общеиндуистское значение (например,
Панча-сукты
или
Сахасранамы
), некоторые используются в отдельных храмах или традициях
. Некоторые гимны предназначены для строго определённой цели
Гимны в основном написаны каким-либо одним литературным стилем —
гаятри
,
ануштубх
и другие; в некоторых случаях, для выделения важного фрагмента текста может использоваться другой литературный стиль. Размеры гимна могут варьироваться от одной
шлоки
до нескольких сотен шлок. Большинство гимнов приписываются определённым
мудрецам-риши
и имеют свою девату (божество), призываемое и восхваляемое в тексте гимна.
Всего существует более десяти типов гимнов, которые подразделяются на основные типы и вспомогательные типы.
(
санскр.
चालीसा — chālīsā, 40 стихов). Гимн из сорока (иногда больше) шлок-стихов. Отличительной особенностью является тип стиха — две полушлоки, каждая из которых состоит из 12-ти слогов. В каждой шлоке обычно излагается в сокращённой форме тот или иной миф. Впервые этот тип гимна был введён
Тулсидасом
.
Кавача
(
санскр.
कवच — kavaca, «броня»). Большинство Кавач имеют общие композиционные особенности. В её начале идёт
дхьяна-шлока
, в которой указывается
риши
,
чхандас
и девата Кавачи. Затем следуют
ньяса-шлоки
, при чтении которых устанавливается соотношение между формами божества Кавачи и частями тела. Далее следует основной текст Кавачи, во время которого читающий обращается к различным ипостасям божества с просьбой защитить ту или иную часть тела (эта часть может читаться неоднократно). В завершении часто читается
пхала-стути
или
доха-стути
— небольшой, в две или три шлоки, текст, в котором описаны плоды систематического чтения Кавачи.
Стотра
(
санскр.
स्तोत्र — stotra «хвала, восхваление»). Гимн-восхваление, один из самых распространенных типов ритуальной литературы. По своей структуре фактически восходит к ведийским гимнам. В настоящий момент композиционные правила построения стотр не имеют жестких ограничений, подобных правилам Вед. Стотры могут иметь различные размеры — от одной-двух шлок-стихов и до нескольких сотен (в случае некоторых
сахасранам
).
(
санскр.
स्तुति — stuti «хвалебная речь, благодарность»). Гимн-восхваление, второй по популярности тип гимна. Отличительной особенностью является хвалебная составляющая гимна — так, в
стотре
, восхваление может чередоваться с просьбами;
стути
же, по сути, является чистым восхвалением. Кроме того, в заключении автор часто гиперболически заявлял о мнимой ничтожности своей персоны, для того чтобы подчеркнуть величие божества.
(
санскр.
सूक्त — sūkta «хвала, хорошо сказанное») — название
ведийского
гимна, реже — более поздних ритуальных текстов.
Вспомогательные типы
Вспомогательные типы гимнов, в большинстве своём, являются частью (вступлением и завершением) основных гимнов и делятся на две категории — вступительные и завершающие. Вспомогательные типы в основном составлены обычно отличным от основного текста литературным стилем.
Дхьяна
(
санскр.
ध्यान — dhyāna, «сосредоточение»).
Дхьяна-шлока
или
дхьяна-стути
— это вступление к основному тексту гимна для улучшения понимания текста и концентрации на нём. Может быть:
Краткое
— одна-две шлоки, с кратким предварительным восхвалением божества, к которому обращаются в гимне;
Длинное
— в длинную
дхьяна-шлоку
кроме краткого восхваления божества обычно включают автора гимна, размер, божество; может быть добавлена ньяса, мудры и многое другое.
Мангала
(
санскр.
मंगल — maṅgalaṃ, «благословение») — обычно небольшой, в одну-две шлоки, предварительный гимн-благословение перед чтением основного гимна.
Мангала-шлока
может идти перед, после или вместо
дхьяна-шлоки
.
Доха
(
санскр.
दोह — dohā, «вывод») — завершающий гимн фрагмент, состоящий из одной-трёх шлок, часто написанных иным, чем основной текст гимна, стилем (может быть написан и прозой). В некоторых гимнах за
Доха
может следовать
Пхала-стути
.
Пхала
(
санскр.
फल — phala, «плод [результат]»). В
Пхала-стути
(
Пхала-шлока
) даются некоторые наставления по чтению гимна и описание результатов чтения гимна.
Примечания
Например, Шри Вишванатха Супрабадха аштака-стотра (Восьмичастное пожелание доброго утра Шиве-Вишванатхе) — читаемая в храме
Каши Вишванатх
в Варанаси.
Например, Видйанатха Намаскара стотра — её часто читают в случае заболевания. Так же она читается как часть пуджи в храме Вайтхесвара Коил (храм Господа Врачей) в
Тамилнаду
. Согласно пуранам, именно здесь
Рама
и
Лакшмана
совершили кремацию птицы Джатайи [сына Аруны и племянника
Гаруды
, который помогал
Раме
в войне с Раваной]; здесь господь Ангарака (Марс) был вылечен от проказы; здесь господь
Сканда
получил свой Вел (копье).