Безносов, Даниил Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Епи́скоп Дании́л (в миру Дми́трий Бори́сович Алекса́ндров ; 15 сентября 1930 , Одесса , УССР , СССР — 26 апреля 2010 , Эри , Пенсильвания , США ) — епископ Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), епископ Ирийский, викарий Восточно-Американской епархии . Окормлял единоверцев, находящихся в единстве с Русской православной церковью заграницей.
Известный в русском зарубежье иконописец , ученик иконописца , церковный архитектор, знаток богослужебного устава и древнерусского знаменного пения , канонических правил и церковной истории, автор литературных произведений, переводчик.
Являлся членом Синодального архитектурного комитета РПЦЗ, членом парижского общества « Икона ».
По материнской линии приходился правнуком контр-адмиралу князю Дмитрию Максутову . Морским офицером был и его отец, Борис Александров, который в советские годы работал техником в обсерватории по исследованию магнетизма .
В 1938 году их семья была вынуждена переехать на Урал, в город Златоуст , так как представители советской власти узнали, что когда-то отец Борис Александров был белогвардейцем, и он был уволен с работы. В Златоусте Борис Александров был принят разнорабочим на металлургический комбинат, но на третий день после переезда, 4 апреля 1938 года, был арестован, и судьба его оставалась неизвестной до открытия советских архивов, когда выяснилось, что Борис Александров был казнён вскоре после ареста .
Юный Димитрий вместе с матерью вернулся в Одессу, где его мать, скрипачка высокого класса, занималась исполнительской и преподавательской деятельностью .
В 1944 году, во время оккупации Одессы румынскими войсками, стал псаломщиком в церкви . В том же году эмигрировал с матерью в Румынию , затем переехал в Австрию . После войны жил в швейцарском лагере для перемещённых лиц в Фельдкирхене , затем в столице Швейцарии Женеве . В 1949 году переехал в США, где встретил своего деда князя Дмитрия Дмитриевича Максутова .
Живя в США, окончил среднюю школу в Вайнленде , штат Нью-Джерси. В 1950 году был пострижен во чтеца и в 1952 году поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле . В эти годы Димитрий Александров познакомился со старообрядческим иконописцем Пименом Софроновым, который обучил Димитрия мастерству иконного письма. Одной из самых ранних его работ в качестве иконописца стала икона для иконостаса летней резиденции митрополита Анастасия в Ново-Коренной пустыни Махопаке, штат Нью-Йорк. В 1958 году окончил с отличием Свято-Троицкую семинарию, получив диплом бакалавра богословия .
Знакомство с Пименом Софроновым способствовало росту интереса Димитрия к старообрядчеству , и он посвятил свою жизнь тому, чтобы в какой-то мере исцелить рану раскола XVII столетия . Уже в зрелом возрасте владыка Даниил отмечал, что в его семье не было старообрядческих корней, но, живя среди старообрядцев, он проникся к ним большим уважением. Он желал привлечь их в лоно Русской православной церкви заграницей, видел, что многие из старообрядцев не имели священства, и хотел помочь им обрести полноту церковных таинств . Будучи человеком широких интересов, он изучал также древнеассирийское пение у епископа Урмийского Иоанна (Геваргизова) .
В 1964 году его исследования в области древних чинов весьма пригодились при поставлении нового первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета , так как впервые в своей истории РПЦЗ выбрала первоиерарха, который ещё не был митрополитом, а многие были не уверены в том, как производится настолование митрополита в этом случае. Однако благодаря исследованиям чтеца Димитрия Александрова Архиерейский синод смог воспроизвести чин поставления митрополита согласно тому, как это делалось на Руси в XV веке ещё до учреждения патриаршества .
1 августа 1965 года архиепископом Никоном (Рклицким) рукоположён в сан диакона , в том же году митрополитом Филаретом рукоположён во священника , после чего окормлял единоверцев в посёлке Чураевка , штат Коннектикут , одновременно занимаясь иконописью и церковной архитектурой. Создал проект Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, Троицкого храма в городе Вайнленде, Свято-Владимирского храма-памятника на Владимирской горке , Покровского храма в Пало-Алто и других. Он мог не только разработать проект иконостаса или паникадила , но и собрать это металлическое паникадило, а также сам занимался резьбой по дереву. В 1969 году он начал издавать журнал «Наследие», посвященный вопросам церковного искусства .
В 1973—1974 годах проповедовал среди старообрядцев в Сиднее ( Австралия ). Австралийские старообрядцы даже предлагали ему быть посвящённым в их епископа, но отец Димитрий отказался, указав, что его епископская хиротония возможна только от иерархов РПЦЗ .
Составил проект резолюции по отмене клятв, наложенных на старые обряды и их держателей в XVII веке. Данный проект был принят на III Всезарубежном соборе Русской зарубежной церкви в 1974 году .
В 1979 году возведён в сан протоиерея .
В июле 1988 года митрополит Виталий вновь предлжил протоиерею Димитрию епископство. Отец Димитрий напомнил митрополиту, что для этого потребуется отказаться от служения старообрядцам, чего он по-прежнему не хочет делать. Тогда священник Пимен Саймон, клирик старообрядного храма Рождества Христова в городе Эри , штат Пенсильвания (который присоединился к Русской зарубежной церкви 24 июля 1983 года) напомнил митрополиту Виталию давнее стремление митрополита Антония учредить единоверческую иерархию. Митрополит Виталий согласился, что это будет решением проблемы .
Архиерейский синод Русской православной церкви заграницей принял решение хиротонисать отца Дмитрия во епископа Ирийского. Перед хиротонией Дмитрий принял монашеский постриг с именем Даниил.
14 августа 1988 года в Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке хиротонисан во епископа Ирийского, викария Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии РПЦЗ. Хиротонию по старому обряду совершили митрополит Виталий, архиепископ Сан-Францисский Антоний (Медведев) , епископ Чикагский и Детройтский Алипий (Гаманович) и епископ Манхэттенский Иларион (Капрал) . Храм Рождества Христова в Эри, штат Пенсильвания, стал его кафедральным храмом .
18 марта 1992 года Архиерейский синод РПЦЗ в связи с болезнью епископа Павла (Павлова) избрал епископа Даниила управлять Австралийской и Новозеландской епархией «со всеми полномочиями и прерогативами правящего архиерея». 5 августа 1993 года он вернулся в США и вскоре был освобождён от обязанностей временного управляющего Австралийско-Новозеландской епархией .
В 1993 году посетил возрождающийся подмосковный единоверческий приход в Михайловской Слободе , где был очень тепло встречен и вступил в молитвенное общение с единоверцами Московского патриархата .
В конце 1990-х годов перенёс инсульт . Хотя он и не уходил на покой, после инсульта его деятельность значительно уменьшилась в связи с плохим состоянием здоровья.
В мае 2007 года к нему в Эри приезжали посланники одной из раскольнических групп и пытались его убедить присоединиться к ним и вместе с «епископом» Агафангелом (Пашковским) создать собственный Синод. Епископ Даниил отверг все эти предложения и остался верен Русской зарубежной церкви. По словам священника Иоанна Миролюбова: «Как мне кажется, накануне воссоединения рядом с владыкой постоянно находился келейник, принадлежавший к партии противников. И именно он приводил к епископу Даниилу людей, пытавшихся разыграть с ним вполне определённую антимосковскую политическую карту» .
15 июня 2007 года, в связи с подписанием Акта о каноническом общении , официально было распространено заявление епископа Ирийского Даниила, гласившее, что епископ Даниил полагает «союз с Московской патриархией пока что преждевременным» ; заявление опровергло прежде распространявшиеся в СМИ сведения о том, что он осуждает Акт . Митрополит Лавр, вернувшись из России, посетил епископа Александра и отметил: «Вы не только отклонили притязания тех, кто полагал использовать ваше имя для успешного создания очередной противоцерковной группы. Несмотря на ваши немощи телесныя, вы нашли в себе достаточно сил, чтобы колеблющиеся и встревоженные чада нашей Церкви смогли увидеть вас воочию, перед видеокамерой, дабы не оставалось никаких сомнений, каково ваше понимание происходящего в Русской Церкви» .
В июне 2008 года не прибыл на по болезни .
21 апреля 2010 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион в ходе архипастырского телефонного совещания доложил членам Архиерейского синода РПЦЗ о тяжёлом состоянии здоровья епископа Ирийского Даниила с просьбой молиться о его здравии и спасении . Скончался утром 26 апреля 2010 года на 80-м году жизни в городе Эри.
Отпевание состоялось 28 апреля 2010 года в соборе Рождества Христова города Эри. Единоверческую литургию 28 апреля возглавил епископ Манхэттенский Иероним (Шо) в сослужении клириков храма. За Божественной литургией молился епископ Мэйфильдский Георгий (Шейфер) . На малом входе по единоверческой традиции священники перенесли гроб через Царские врата в алтарь и положили его с правой стороны алтаря. Во время чтения Евангелия гроб был перенесён на горнее место и в конце литургии был снова поставлен на середине храма. По окончании литургии епископ Георгий и епископ Иероним совершили чин отпевания почившего архипастыря . Погребён на местном Иоанно-Богословском кладбище, где похоронены и многие его прихожане .
Как отмечал протоиерей Пётр Перекрёстов , по характеру всегда был прост и доступен в общении, жил он очень скромно, не имел личных амбиций, был прямолинеен и лишён какого-либо притворства , «…человек, который, <…> научил нас также и тому, что можно быть великим молитвенником, человеком огромной духовности и огромных богословских познаний и при этом иметь в жизни интересы помимо всего этого. Владыка Даниил любил ходить под парусом. Много лет назад, когда он переехал в Ири , он сам строил себе парусник — он хотел заходить на нём в порт Ири — ведь он был епископом Ирийским! Он очень увлекался пушками. Он очень увлекался многими другими вещами, даже оружием. У него в доме стояла пушка, и он стрелял из неё в день Четвертого июля. Он обладал гигантскими способностями к самым разным вещам» .
Был знатоком богослужебного устава и древнерусского знаменного пения . Будучи близко знаком как со старым, так и с новым обрядами, считал, что представление о различии между ними сильно преувеличено. Он любил говорить, что это не два разных обряда, а две разновидности одного и того же обряда .
На хорошем уровне знал около 30 языков, изучал древние языки, практически владел основными современными европейскими, классическими и многими восточными. Кроме того, обладал высоким поэтическим даром, переводил древнегреческие басни на русский язык и басни Ивана Крылова на английский язык .
Видел большую опасность в тенденции среди некоторых православных, в том числе и представителей епископата, предсказывания « последних времён ». Он напоминал о прямом запрещении Господа «испытывать времена и лета»: «Тем не менее находятся умники, которые пытаются установить время Второго пришествия и конца мира. При этом некоторые представляют чудовищно наивное оправдание: о дне, мол, и часе рассуждать запрещено, но можно рассуждать о годе и месяце» .
Предостерегал от того, чтобы назвать Поместные православные церкви безблагодатными. Так, в своей докладной записке Архиерейскому синоду РПЦЗ от 14/27 апреля 1998 года значилось: «Будет крайней смелостью, чтобы не сказать больше, утверждать, что „где-то нет никакой благодати“, то есть требовать от Бога, чтобы Он не смел оказывать милость определённым людям. Понятия „безблагодатность“ нет в Книге правил. Оно мне не встречалось у святых отцов» .
В отношении Московского патриархата епископ Даниил, ещё до распада СССР, считал, что между РПЦЗ и Московским патриархатом должно быть установлено евхаристическое общение , однако он боялся, что если, помимо такого общения, будет ещё и «присоединение», то Русская зарубежная церковь может быть поглощена и может потерять свойственный ей дух свободы и соборности .
По словам протоиерея Пимена Саймона, «Владыка Даниил был очень категоричен в этом вопросе — что наша [РПЦЗ] миссия изменилась уже несколько десятилетий тому назад. Она более не состоит в хранении русской культуры и православия до того времени, когда мы вернемся в Россию (ибо большинство так и не вернулись), а в том, как мы <…> веруем, что оно [православие] воистину наследует апостольской Церкви. Таким образом, сейчас наша миссия — представлять православие как альтернативу для тех, кто не доволен тем христианством, которое они встречают на Западе» .